Найти в Дзене
Алексей Николаев

Откуда у нас достоинство и откуда мы знаем о нем

Достоинство человека – это фундаментальная и врожденная вещь в составе нравственности. Достоинство составляют природные добродетели как личные нравственные достоинства, отличающие человека как моральную личность, а сознается достоинство посредством врожденного чувства собственного достоинства. Популярная этика, статья 19 Поскольку добродетели – это нравственные достоинства, то человеческое достоинство есть нравственное достоинство и никакое иное. Нравственное и человеческое достоинство – это одно и то же, ибо обладатель достоинства – человек. Человеческим достоинством наделены все люди как моральные личности с нравственным самосознанием. Но почему достоинство так легко уронить, вляпавшись во что-нибудь и даже не заметив? Во-первых, потому, что достоинство немудрено перепутать с чем-то другим в уме, сбитом с толку чем-нибудь извне и изнутри, а если достоинство потеряется в уме, то оно улетучится и из поведения. Наши добродетели составляют наше достоинство независимо от того, понимаем

Достоинство человека – это фундаментальная и врожденная вещь в составе нравственности. Достоинство составляют природные добродетели как личные нравственные достоинства, отличающие человека как моральную личность, а сознается достоинство посредством врожденного чувства собственного достоинства.

Популярная этика, статья 19

Поскольку добродетели – это нравственные достоинства, то человеческое достоинство есть нравственное достоинство и никакое иное. Нравственное и человеческое достоинство – это одно и то же, ибо обладатель достоинства – человек. Человеческим достоинством наделены все люди как моральные личности с нравственным самосознанием.

Но почему достоинство так легко уронить, вляпавшись во что-нибудь и даже не заметив? Во-первых, потому, что достоинство немудрено перепутать с чем-то другим в уме, сбитом с толку чем-нибудь извне и изнутри, а если достоинство потеряется в уме, то оно улетучится и из поведения.

Наши добродетели составляют наше достоинство независимо от того, понимаем мы это или нет, но если мы этого не понимаем, то что мы тогда будем понимать под своим достоинством? Да что угодно и что в голову взбредет вроде выгодных внешних данных, круглой суммы на банковском счету и завидной ступеньки на карьерной лестнице.

Отложим пока в сторону метаморфозы достоинства, происходящие в уме от сбоев в понятиях о чести и достоинстве, и возьмем в толк тот факт, что за счет чувства собственного достоинства каждый знает с достоверностью неоспоримой истины, что у него есть достоинство вообще как таковое, в чем бы оно ни состояло.

Врожденное чувство собственного достоинства – это нечто вроде сверхпонятийного и гиперлогического сенсора, вложенного в самосознание и работающего так, что мы сознаем свое достоинство как неприкосновенное достояние нашей личности и невероятно чувствительны к посягательствам на наше достоинство извне в виде оскорблений, унижений и обид.

Теперь заметим, что чувство собственного достоинства содержит в себе гордость и зачастую выражается в форме гордости, а точнее, здоровой гордости. Здоровая гордость – это добродетельная противоположность гордыни, а гордыня – это извращение здоровой гордости как моральный недуг, то есть порок. «Имей гордость», – говорит человек человеку и самому себе и подразумевает: «Имей достоинство и держи на высоте свое достоинство».

Заметим, далее, что у чувства собственного достоинства есть мера, превышая которую оно превращается в гордыню, чему препятствует скромность. А это значит, что чувство собственного достоинства сбалансировано в самом себе посредством гордости и скромности.

Скромность и здоровая гордость – это сбалансированная пара добродетелей, уравновешивающих друг дружку в паре: здоровая гордость уравновешена скромностью и остается здоровой при наличии скромности, а скромность уравновешена здоровой гордостью.

Скромность не позволяет человеку мнить о себе лишнее и ставить себя выше других, а здоровая гордость не дает человеку ставить себя ниже других и заставляет высоко держать голову вровень с честью и нравственным достоинством.

Скромность и здоровая гордость – это биполярные добродетели, взаимодополняющие друг дружку по принципу двух сторон одной медали и двух половин целого. При дисбалансировке пары биполярных добродетелей рождается пара биполярных пороков и стремится подавить собой пару биполярных добродетелей, паразитируя на ней.

В результате образуется тетрада биполярных добродетелей и пороков: скромность и гордость против гордыни и самоуничижения. Другой пример: щедрость и бережливость против скупости и расточительства. Эта диалектика проста в скрижалях, но замысловата в деталях и сбила с толку Аристотеля, отчего в этику закралась ошибка, повторяемая доселе вслед за основоположником.

Добавим, что здоровым балансом чувства собственного достоинства задана адекватная самооценка, держащаяся в здоровом диапазоне завышения и занижения как гордая переоценка себя и скромная недооценка себя в пределах нормы. А нездоровым дисбалансом чувства собственного достоинства порождаются неадекватные самооценки, двоякие как заносчивые и уничижительные.