Интересно, сколько раз вы встречались на собеседованиях с тренинганутыми людьми? Мне кажется, что тренинги и "бизнес-академии" захватили умы руководителей разных звеньев окончательно и это достигло масштабов эпидемии. Псевдо-гуру бизнеса струйкой заливают в уши руководителей жидкость желтого цвета и получают за это неплохие деньги, когда эффективность всего этого весьма сомнительна. Если она вообще есть...
Я с ужасом вспоминаю начало своей трудовой деятельности, которую, как и многие, начинал в продажах. Хвала богам, что я уже давно работаю в совсем другой сфере и безумно этому рад, но сейчас не об этом. Переносимся в то самое начало - лето, хорошая погода, я молодой парень, который учится заочно на последнем курсе института на специальности "Менеджмент". Забавно, но большинство населения нашей страны (и те самые руководители в том числе) даже не могут объяснить, что такое менеджмент. А когда узнают, что ты менеджер - "ммм, а менеджер по продажам чего?"
Поскольку "заочка" позволяет заодно и работать, а у меня к тому времени был кое-какой опыт, начал искать варианты. Выложил резюме, описал опыт, жду. Поступает звонок из, конечно же, динамично развивающейся компании, которая является лидером рынка и имеет команду профессионалов. Занимаются разработкой сайтов, мобильных приложений, продвижением и вообще могут всё! Нужен менеджер проектов, чтобы взаимодействовать с заказчиками, разработчиками, контролировать сроки, в общем, в моём понимании типичный Project Manager. Ну, думаю, много заказов у ребят, надо разгрести завалы, разобраться с текущей деятельностью, построить диаграмму Ганта по проектам, понимать, что делается/сколько делается/когда будет готово, может оптимизировать бизнес-процессы, раз завалы образовались. Хотел уточнить детали, в том числе и зарплату - нет, всё на собеседовании. Посмотрел сайт - не очень информативно. Из последних новостей - что сделали фантастический сайт для местной богадельни с квестами. Разумеется, миллион скриншотов и "отзыв" довольного клиента. Ну ок, предложений путных не было, решил сходить.
Адресом оказался жилой дом - высотка, где последний этаж отдали под сдачу арендаторам помещений с высокими потолками, панорамным остеклением и видом на город. Встречает молодой парень, проводит в помещение - чисто, просторно, стоит несколько столов и кроме нас только один человек. Это уже насторожило, где же команда профессионалов то? Парень гордо рассказал про "офис" и, воображая, что мы в Google, рассказывал как у них комфортно, что есть бесплатный кофе (растворимый) и печенье (целая баночка!), "чилл-зона" (кресло-подушка и пуфик со столом). Себя он представил как зам. директора. Вторым человеком в помещении, соответственно, оказался директор.
Далее последовала очень долгая беседа, минут на 40, с подробными расспросами, но не по теме, вплоть до того, первый ли я подошел знакомиться к своей девушке. Как мне пояснили, это просто беседа, собеседование начнется как придет руководитель отдела продаж. Сплошные руководители и больше никого нет. В итоге появилась девушка, которая присоединилась к нам, и мы начали. Первым внезапно проснулся "директор", который до это молчал:
-Какое образование, где учишься?
-Менеджмент, учусь там-то, управленец я, в общем.
-Ну и как надо управлять?
-?
-Ты же управленец, говоришь, ну как управлять-то надо?
-...Вы слишком общий вопрос задаете. Это примерно то же самое, что спросить - "как надо играть в футбол?". Хорошо надо играть.
Директор улыбнулся, замолчал и больше не проронил ни слова. Что это было вообще?
-Странно, что у вас никого нет в офисе, разработчики на аутсорсе?
Далее вступает та самая гиперактивная девушка с очень высоким мнением о себе.
-У нас директор сам технарь. Кто-то также на аутсорсе, да. Теперь давай пообщаемся о тебе. Как ты думаешь, на сколько процентов ты управляешь своей жизнью?
-Что!? (просто впал в ступор от тупости вопроса)
-(раздаженно) На сколько процентов ты управляешь своей жизнью?
-А что ты вкладываешь в понятие "управлять жизнью"? Если вы хотите, чтобы я наколдовал вам единорогов на радуге - то на 0%.
Меня дико бесят тупые вопросы подобного рода и несмотря на то, что все посмеялись на мой ответ, я уже был раздражен.
-Окей, теперь мне нужно понять, умеешь ли ты продавать.
-Слушайте, я тут нахожусь уже довольно долго, вы мне задаете кучу вопросов, я внезапно узнаю, что теперь мне надо доказывать, что я умею продавать. Мы можем обговорить сначала мои обязанности и финансовые условия?
-Я не могу тебе ответить на это. Как мы можем говорить об условиях, если мы не знаем, умеешь ли ты продавать или нет? Ты должен приносить пользу компании. С чем ты раньше работал?
-Вы продавца ищете? Я раньше работал в сети по ремонту сотовых телефонов, продаже запчастей для мастерских по ремонту. Я конкретно занимался...
-(перебивает и игнорирует первый вопрос) Хорошо. Представим, что ты звонишь в федеральную сеть по продаже телефонов, и они также занимаются ремонтом. Я секретарь, поднимаю трубку. Твоя задача продать запчастей не меньше, чем на миллион.
-При первом звонке, на миллион?
-Да, а что тут такого?
-Ты знаешь этот рынок вообще?
-Тут без разницы какой рынок.
-Есть разница, с какой стати федеральный гигант будет вслепую при первом звонке покупать неизвестно что и неизвестно у кого, да еще и как минимум на миллион? Такие большие компании всегда сотрудничают напрямую с производителем и заключают контракты, цены из-за объемов, соответственно, значительно ниже.
-Ты не понимаешь, мы можем зайти в любую парикмахерскую, у которой нет клиентов и дела идут под откос и продать им сайт за 150 000 рублей.
-Да ладно?
-Да.
-Так вы должны тут уже на Роллс-Ройсах ездить, зачем вам я?
-Мы растем и ищем людей.
-Я пока вижу только три человека, это во-первых. Во-вторых, парикмахерская у вас не купит никогда такой сайт.
-Почему это? Купит.
-Нет. Зачем покупать у вас за 150, когда можно сделать за 10?
-Мы - лучшие. И продать можем что угодно и кому угодно.
-Вы никогда не продадите человеку ничего, если он не хочет этого и это ему не нужно. Исключение возможно наверно, если только он тотальный идиот.
-Продадим.
-Если я зайду, к примеру, в какой-нибудь гипермаркет и буду проходить мимо отдела... с бензопилами. Вы никогда мне не продадите топовую модель бензопилы за баснословные деньги, потому что она мне не нужна, я даже слушать вас не буду!
-(тут внезапно вступает зам. директора) Продадим.
-Да каким образом-то?
-Ну она сейчас тебе не нужна, ты же будешь строить что-то на даче, она тебе пригодится, без нее ты не справишься.
-Кто сказал, что мне она нужна будет при стройке? Если даже будет нужна, я прочитаю кучу статей по выбору бензопил, отзывов на сайтах, видео на ютубе и только потом приму решение, какую я пилу хочу. И вероятность того, что я приду к вам стремительно мчится к нулю, потому что вы в прошлый раз пытались мне её впарить, именно впарить. У вас мне никогда не помогут выбрать, а будут впаривать самое дорогое.
-Я поняла, продавать ты не умеешь.
Что? Вы меня позвали вообще на менеджера проектов. Тут уже Я понял, что пора уходить. Попрощался, сказал что меня ждут, сколько можно тратить моё время? За что получил напутствие от зам.директора : "на будущее, так лучше не поступай, некрасиво убегать". Я закатил глаза, согласился что я плохой и ушел восвояси.
Через примерно год рассказывал эту историю кому-то, когда тема зашла про собеседования и меня охватило любопытство, как же там динамично развивающаяся компания? Может быть уже вышли на федеральный уровень и стали одними из лучших разработчиков в стране? Решил зайти на сайт и проверить, но :
Группа ВК тоже давно умерла и ничего не публиковалось. Вот такая история одной "успешной" компании, с желтой жидкостью в головах после тренингов, где говорят, что можно продать что угодно и кому угодно.