Когда я переехала в Нидерланды, у меня была кредитная карта и небольшая сумма евро наличными на первое время. Быстро выяснилось, что и с тем, и другим здесь нелегко.
Итак, прилетаю в Амстердам и хочу в аэропорту купить билет на поезд. Заплатить кредитной картой стоит на 50 центов дороже, чем непонятным "пинпасс". В супермаркете кредитные карты не принимают вовсе, благо наличные выручают. Но монеты в 1 и 2 цента в Голландии не ходят, поэтому соблазнительные цены, заканчивающиеся на ".98" автоматически округляются вверх. Но это мелочи. За многие услуги вообще невозможно заплатить наличными - только прямой платеж с банковского счета. Мои наличные никак не помогли мне снять квартиру.
Так что же не так с голландцами?
Считается, что голландцы не любят быть в долгу, и вообще нелегко расстаются с деньгами. В результате вся банковская система работает с платежной системой Маэстро. Принцип Маэстро состоит в прямом переводе денег со счета клиента на счет продавца. В то время как кредитная платформа Мастеркард, Виза или Американ Экспресс работает с "обещаниями", то есть банк сначала обещает продавцу нужную сумму, а потом выдает ее по требованию. Таким образом, если на счету клиента недостаточно средств для оплаты покупки, банк покрывает недостачу кредитуя такого клиента. С Маэстро такой фокус не пройдет, то есть голландец твердо знает, что в долги не попадет.
Что же делать иностранцам? Запасаться наличностью и обращать внимание на присутствие наклейки виза и мастеркард на дверях магазинов. Не раз видела в торговых центрах очередь в банкомат - сразу ясно, туристы. Сувенирные лавки примут у вас вашу карту, но знайте, что для них работать с кредитными картами или наличными стоит дороже, чем с дебетными картами. Разница добавлена к цене сувениров:)
Став обладателем голландской дебетовой карты я также столкнулась с неудобством. Номер карты отличется от привычной нумерации 4x4, то есть нельзя просто так взять и заплатить в интернете.
Поэтому голландцы пошли еще дальше и запустили электронную платформу для онлайн платежей iDeal. То есть я могу легко заплатить онлайн на голландских сайтах, которые поддерживают iDeal, но для остального мира мне все равно нужна кредитная карта или PayPal.
По факту, в повседневной жизни наличные практически не нужны.
Для любителей статистики сообщаю. В 2018 году почти 75% от сумм платежей розница получила с дебетовых карт, еще 2% - с кредитных, оставшееся - наличными. В силу популярности электронных платежей Национальный Банк следит за безотказностью систем. Целевой уровень доступности - 99.88%, не более 2 часов отказа подряд. Источник здесь.
Справедливости ради добавлю, что Голландия отнюдь не номер 1 как безналичное общество. Думаю из-за любви к дебетовым картам.