Найти тему
Алексей Николаев

По какому праву и зачем властвует человек над человеком

История привела человечество в правовое государство, где справедливость зиждется на праве и законности, а право и законность верховенствуют по принципу разделения властей на три ветви: законодательная, исполнительная, судебная власть. Государственная триада властей – это мировой аналог душевной триады властей: законодательствующая совесть, воля человека, суд совести.

Популярная этика, статья 12

Совесть – это законодательная власть в душе человека, а воля человека – это исполнительная власть, ибо посредством воли человек исполняет нравственный закон, диктуемый совестью как нравственный долг, который равнозначен велению совести, иначе это не долг.

Совесть осуществляет разом законодательную и судейскую власть в душе, контролируя волевое исполнение человеком нравственного закона и вменяя в вину злые грехи как беззаконие.

Классическая триада государственной власти скопирована с душевной триады властей и подконтрольна суду совести в народном сознании и в душах представителей власти.

Парламент уполномочен совестью людей издавать законы, которые не должны противоречить нравственному закону. Правительство уполномочено совестью людей управлять государством по закону и по совести. Суды государства уполномочены совестью людей вершить правосудие по справедливости, то есть по совести и по правде, возведенной в закон.

Государственная власть призвана служить народу во благо народа и водворять законность и справедливость, обеспечивая права человека и социальные условия всеобщего счастья. Высшим принципом власти в государстве является принцип верховенства закона, он же принцип верховенства права, означающий, что законное управление государством есть исполнение закона всеми властями и представителями власти.

Представители власти облечены властными полномочиями, то есть правом осуществлять власть. Осуществление государственной власти – это управление государством на службе у народа, а властные полномочия – это служебные права, предоставленные законом от имени народа во исполнение служебных обязанностей по управлению государством, подлежащих исполнению на совесть, все равно как нравственный долг и как нравственный закон.

Одним из главнейших и древнейших источников социальной несправедливости и социального зла является беззаконие, творимое властвующим начальством в виде злоупотребления властью по самодурству или с раболепным рвением без понятия о праве и долге.

Служебные обязанности, исполняемые на службе у народа в структурах власти, – это долг служения, он же служебный долг, характеризующийся повышенной ответственностью, достигающей максимума на должности главы государства. Ибо ошибки в управлении государством чреваты крупномасштабным злом, постигающим весь народ, а то и все человечество.

Всякий начальник и руководитель облечен властными полномочиями, предоставленными во исполнение долга и должностных обязанностей. Начальник вправе диктовать подчиненным и подопечным свою волю на законных основаниях, то есть во исполнение должностных обязанностей, подлежащих исполнению на совесть, все равно как веления совести и нравственный закон.

Никакой начальник не вправе навязывать свою волю подчиненным по личному произволу и относиться к ним как к холопам и рабам, даже если они самим ведут себя холопски и рабски, подвергаясь пороку самоуничижения.

Деление людей на господ и рабов осталось в прошлом человечества, о чем нет повода грустить ни у кого, кроме ницшеанца. Рабство запрещено Декларацией прав человека, а вместе с тем, запрещено и господство человека над человеком. В свободном и справедливом государстве верховенствует закон, а не господский произвол.

В свободном и справедливом государстве власть не есть господство человека над человеком, а есть служение человека человеку, и не такое, как служение рабов господам, а такое, как служение старших младшим в семье, состоящее в попечении о младших по-отечески и по-братски.

Власть – это не повод манкировать, а повод руководствоваться статьей 1 Декларации прав человека, гласящей, что поступать в отношении друг друга в духе братства – это всеобщий долг.