Сельская механизация в России началась в конце XIX-го века.
С тех пор много образцов техники было закуплено, интенсивно использовалось и выработало свой ресурс.
Большая их часть ушла в металлолом, но некоторые экземпляры было решено сохранить в память об их помощи в тяжёлом крестьянском труде.
Самый старый представитель сельхозтехники в моей коллекции - это локомобиль Ruston, Proctor and Co.
Это паровая машина на колёсах, которая не могла передвигаться сама, но могла подключаться к разным молотилкам и веялкам в качестве мотора.
После революции 1917 года больше десяти лет советской стране было не до механизации и крестьяне пахали на лошадях.
Но в конце 1920-х стало очевидно, что таким образом нельзя радикально увеличить производство сельхозпродукции и начались перемены.
Одна из них была Коллективизация.
Сама по себе идея хорошая, хотя реализация её в лоб и привела к очень печальным последствиям на несколько лет.
Одним из элементов Коллективизации была Механизация села.
Для этого в стране началось производство тракторов на основе иностранных (американских) конструкций.
Первым массовым трактором стал Фордзон-Путиловец.
Базовая модель - Fordson-F.
Он выпускался с 1924 по по 1932 году в Ленинграде.
Всего было выпущено около 42000 штук.
Следующей массовой моделью стал трактор СХТЗ 15/30.
Базовая модель - McCormick-Deering 15-30.
Трактор выпускался с 1930 по 1937 годы на заводах СТЗ и ХТЗ (+ небольшая серия в 1948-1950 годах на Втором авторемонтном заводе в Москве).
Всего было выпущено почти 400 тысяч штук.
Третьим массовым довоенным колёсным трактором стал Универсал-2.
Базовая модель - Farmall F-20.
Трактор выпускался на Красном Путиловце с 1934 по 1940 годы (заменив Фордзон) и на Владимирском тракторном заводе с 1944 по 1955 годы.
Всего было выпущено более 200 тысяч штук.
Первые советские гусеничные трактора С-60 начали выпускаться на Челябинском тракторном завода ЧТЗ (жив, успешно работает).
Базовой моделью был 60 сильный трактор Caterpillar Sixty.
Из сокращённого американского названия появилась аббревиатура C-60, в дальнейшем ставшая именем Сталинец-60.
Производство С-60 продолжалось с 1933 по 1937 год.
Следующая модель Сталинца - более мощная С-65 производилась на ЧТЗ с 1937 по 1941 годы.
Выпущено более 37 тысяч штук.
После войны на ЧТЗ начали выпуск тракторов С-80 (на базе Caterpillar D7, 1946-1961 ).
В часть тракторов устанавливали более мощный двигатель и выпускали под маркой С-100.
С-100 выпускали с 1956 по 1964 годы.
Всего было сделано более 124 тысяч штук.
Лёгкие гусеничные трактора начали выпускаться в СССР в 1937 году на Сталинградском заводе СТЗ (позднее ВгТЗ, ныне обанкрочен и разрушен) и Харьковском ХТЗ (жив, убыточен).
Первыми моделями стали, разработанные на единой платформе СХТЗ-НАТИ сельскохозяйственный трактор СТЗ-3, транспортный СТЗ-5 и тягач СТЗ-6.
Всего было выпущено более 190 тысяч штук СТЗ-3 и некоторое количество СТЗ-5 и СТЗ-6.
На базе тракторов СХТЗ-НАТИ выпускались импровизированный броневик ХТЗ-16 и носитель для БМ-13 Катюша.
С началом Войны производство гусеничных тракторов было перенесено в глубину СССР.
В частности, ХТЗ был эвакуирован на Алтай, где в декабре 1941 года, прямо в поле у города Рубцовск, начали строить новый завод АТЗ (обанкрочен, разрушен).
Первые трактора АСХТЗ-НАТИ (по сути тот же СТЗ-3) вышли из ворот завода в августе 1942 года.
После доработок и модернизации модель стала называться ДТ-54, массовый выпуск начался силами трёх заводов в 1949 году.
Всего с 1949 по 1979 годы было построено более 950 тысяч ДТ-54.
Трактор Т-74.
Развитие ДТ-54.
Выпускался ХТЗ и АТЗ с 1962 по 1983 годы.
Всего произведено более 880 тысяч штук.
Ещё один наследник ДТ-54 - трактор ДТ-75.
Выпускался на ВгТЗ с 1963 года и до банкротства завода в 2010-х.
Всего выпущено более 2 миллионов 700 тысяч экземпляров.
Самыми знаменитыми послевоенными колёсными тракторами были трактора "Беларусь" Минского тракторного завода.
Первые машины МТЗ-1 и МТЗ-2 были выпущены в 1948 году.
Неоднократно модернизируясь и развиваясь трактора МТЗ производятся до сих пор.
Ещё одно семейство небольших колёсных тракторов делали на ХТЗ.
Это ДТ-20.
1958-1969 годы.
Более 248 тысяч экземпляров.
Более новые трактора на постаментах встречаются реже, но всё же их можно увидеть.
Например вот этот TERRION ATM 3180, выпускавшийся в Тамбове на заводе Агротехмаш с 2004 по 2013 годы.
Это только часть машин, которые мне встретились в путешествиях.
Знаете где ещё есть памятники тракторам? Пишите в комментариях :)