3,4K подписчиков

История КАМАЗа под номером 0000001

1,5K прочитали

16 февраля 1976 года с конвейера Камского автомобильного завода сошел первый автомобиль - бортовой КАМАЗ-5320. За рулем КАМАЗа с заводским №0000001 сидел Валерий Перетолчин. Водитель-испытатель управления главного конструктора за 5 дней до этого знакового события отметил свой 32-й день рождения. 5 лет спустя, 20 января 1981 года этот же водитель-испытатель съедет с конвейера на первой полноприводной машине завода - КАМАЗе-4310. В том же году Перетолчин уехал на два года на войну в Афганистан, после возвращения работал на родном КАМАЗе до 1992 года, после чего уволился с завода.

16 февраля 1976 года с конвейера Камского автомобильного завода сошел первый автомобиль - бортовой КАМАЗ-5320. За рулем КАМАЗа с заводским №0000001 сидел Валерий Перетолчин.

Рядом с Перетолчиным сидел коренной челнинец Рафис Сабирзянов. Рафис представлял не только коренных жителей ныне крупного города, а когда-то маленького населенного пункта, он был также представителем строителей, превративших за считанные годы маленький городок в город-гигант, сердцем которого стал крупнейший завод по производству грузовиков. Рафис работал бригадиром монтажников в СМУ-3 Камгэсэнергостроя. В СМУ-3 Сабирзянов проработал до 1982 года, после чего сменил еще несколько мест работы.

Третьим членом экипажа был монтажник Дмитрий Загребельный.

Любопытно, что до 2001 года легендарный экипаж с фото не могли собрать вместе, поскольку не могли найти Дмитрия Загребельного. Как его искали - большой вопрос, поскольку он так и работал в тресте №7. В 2001 году собрать троицу вместе удалось редакции газеты "Вечерние Челны".

За запуском конвейера воочию наблюдали 20 тысяч человек: это были и рабочие, и высокопоставленные гости и 5 тысяч обладателей билетов, распространявшихся через городской комитет партии.

По окончании всех праздничных мероприятий 7 грузовиков отправились своим ходом в Москву, где вскоре должен был начаться 25 съезд партии. Один из КАМАЗов в дороге потерял весь антифриз из-за заводского дефекта, но в полевых условиях водитель его починил и весь автопробег до Москвы и назад в Набережные Челны выдержали все 5 КАМАЗов - еще два были отправлены в Москву железнодорожным транспортом, на случай если ни один из пяти автомобилей не доедет своим ходом.

Месяц КАМАЗы находились в Москве, но в это время роль номера один в Челнах играл дублер - еще на один КАМАЗ через трафарет нанесли такую же надпись и продолжали принимать СМИ, которые писали восторженные репортажи о новом заводе.

Сейчас первый КАМАЗ является музейным экспонатом. Есть официальная версия, что почти всю свою жизнь он разъезжал по выставкам и лишь однажды трудился в поле на уборке зерна. На КАМАЗе стоит другая кабина - старая от времени проржавела и потеряла внешний вид, из-за чего ее пришлось заменить.

16 февраля 1976 года с конвейера Камского автомобильного завода сошел первый автомобиль - бортовой КАМАЗ-5320. За рулем КАМАЗа с заводским №0000001 сидел Валерий Перетолчин.-2

Любопытный факт: на музейном экспонате пять нулей, в то время как на сходившем с конвейера было 6. Говорят, шестой нолик подрисовали незадолго до церемонии, поскольку новый грузовик должен был быть первым из миллиона, но никак не из ста тысяч - слишком мелко для завода-гиганта. Тем не менее, по каким то причинам на музейном экспонате всего пять нулей - вероятно потому, что миллионные тиражы этих автомобилей уже состоявшийся факт.

Экипаж первого грузовика до сих пор жив, сейчас героям первых фото из кабины КАМАЗа уже больше 75 лет.