Найти тему
Сергей Федоров

Сегментация покупателей

Главная цель сегментации рынка состоит в выявлении групп потребителей (сегментов рынка), потенциально наиболее прибыльных для компании (при ориентации на долгосрочную перспективу), то есть определение целевой аудитории. Есть ключевые моменты, которые нужно учесть, чтобы маркетинговое сегментирование рынка прошло успешно, а его результаты могли быть использованы организацией. Проведение исследования, направленного на сегментацию рынка, и применимость его результатов при принятии различных маркетинговых, организационных и коммерческих решений зависит от понимания того, кто конкретно в компании планирует использовать полученные результаты, и как они намерены это делать.

В первую очередь, необходимо определиться с ответами на два важных для исследования вопроса. Во-первых, какова цель исследования, что должны прояснить руководству результаты проводимой сегментации? Во-вторых, какие факторы будут определяющими при окончательной сегментации, их количество?

Существует множество подходов к сегментации (и соответственно, факторов), таких как сегментация на основе искомых выгод и удовлетворения потребностей, поведенческая сегментация (с какой регулярностью покупается конкретный товар или товары конкретной -марки), психографическая сегментация (подразделение покупателей на группы по принадлежности к общественному классу, по стилю жизни, по типу личности), демографическая сегментация, сегментация по выполняемой работе/занимаемой должности. Не стоит зацикливаться на одном из подходов, ни и брать в расчет большое количество факторов может быть дорого. В идеале выбрать наиболее значимые, постепенно уменьшая их число с учетом выводов, сделанных в ходе анализа, а также поставленных целей и задач.

Чтобы проверить актуальность результатов сегментации, следует спросить себя, были ли выявлены все рыночные сегменты, из которых впоследствии был выделен обладающий наибольшим потенциалом.

Грамотная сегментация обеспечит компанию ясным направлением приложения усилий, даст представление о целевой группе потребителей – потребителей с высокой экономической ценностью для компании, которых легко найти среди населения или в клиентских базах данных.