Найти тему

Трудоустроить нельзя отказать

С 2019 года работодатели обязаны предоставлять инвалидам рабочие места.

Временная трудоспособность. По данным академика РАЕН Евдокии Холостовой, на 1 января 2019 года в России зарегистрировано около 13 млн инвалидов, из которых 30% — лица трудоспособного возраста. По структуре из 4,3 млн человек две трети — мужчины, треть — женщины. Многие люди с ОВЗ могут быть вполне дееспособными, способными успешно справляться с посильными видами деятельности. Однако стабильную работу (не менее четырех месяцев в году) имеют всего 28% инвалидов трудоспособного возраста, так как работодатели не заинтересованы и мало стимулированы к организации специальных рабочих мест для этой категории граждан. При потребности в работе не менее 500 тыс. человек. Так, в прошлом году, по данным Минтруда РФ, органами службы занятости трудоустроено не более 65 тыс. человек — на 1,8 тыс. человек, или на 2,9%, больше, чем за соответствующий период 2017 года.

Хотя еще в ноябре 1995 года в России вышел федеральный закон № 181, обязывающий предприятия с численностью персонала от 35 человек, как государственные, так и коммерческие, иметь квоту вакансий, на которые принимаются работники с ОВЗ. И руководитель не вправе отказать инвалиду, откликнувшемуся на вакансию, если его квалификация подходит для этой работы. Закон запрещает принимать людей с ОВЗ лишь на те виды работ, с которыми могут справляться только здоровые люди (в МЧС, МВД), либо которые связаны с вредными условиями. В остальном для трудоустройства инвалида не существует никаких препон, если он владеет специальностью или, при ее отсутствии, готов на низкоквалифицированный труд.

А в 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов, но дальше декларирования содействия в трудоустройстве дело не пошло. Хотя президент РФ поставил задачу поднять уровень занятости инвалидов до 50%.

В конце 2018 года премьер-министр Дмитрий Медведев дал правительству ряд поручений для исправления ситуации, а с 2019-го были внесены изменения в федеральный закон «О занятости населения в РФ», и теперь работодатели не имеют права отказывать инвалидам в приеме на работу. Единственным возможным основанием для отказа может быть недостаточный уровень профессиональных знаний или их отсутствие.

Таким образом, если соискатель-инвалид обладает необходимым образованием и профессиональными компетенциями, отвечающими требованиям руководителя в рамках вакантной должности, то предприятие обязано принять гражданина с ОВЗ на работу. Одновременно с этим сегодня каждый работодатель обязан произвести расчет квоты для приема на работу инвалидов. Кроме того, при отказе в приеме на работу работодатель обязан обосновать причины.

Теперь основной формой трудоустройства инвалидов должно стать квотирование. Наниматели обязаны иметь резерв вакансий для инвалидов в организации, чей штат превышает 35 человек, и по возможности заполнять его. В трудовом договоре с инвалидом обозначается срок медицинского заключения — не менее года. После положенного переосвидетельствования работник предъявляет справку: снятие группы, снижение группы, продление группы.

За сотрудником-инвалидом закрепляется право на льготные отпуска: ежегодный оплачиваемый — 30 дней, за свой счет — 60 дней, действует запрет на ночную или сверхурочную работу. При этом работодатель обязан организовать рабочее место инвалиду в соответствии с определенными требованиями.

А чтобы закон имел не декларативный характер, авторы предусмотрели конкретные механизмы его реализации. Органы власти формируют соответствующие региональные программы содействия занятости инвалидов, информируют работодателей по вопросам сопровождения при содействии занятости, взаимодействуют с учреждениями медико-социальной экспертизы, организуют профессиональную ориентацию инвалидов. На предприятиях, использующих труд инвалидов, предусмотрена работа наставников, которые помогают инвалидам в освоении трудовых обязанностей, содействуют созданию условий доступности рабочего места для работника-инвалида.

«Государство сделало важный шаг вперед, предложив новую государственную услугу — сопровождение при содействии занятости инвалидов», — считает научный руководитель Национального центра проблем инвалидности, эксперт тематической площадки ОНФ «Демография» Александр Лысенко. — Важно, что законом преду- смотрен мониторинг закрепляемости инвалидов на рабочих местах. Данное положение позволит избежать трудоустройства инвалидов «для галочки» и псевдоотчетности. Но особенно важно то, что закон устанавливает обязанности службы занятости в сфере содействия занятости инвалидов, а именно консультации работодателей и формирование предложений для работодателей; консультации инвалидов, осуществляющих поиск работы, организует взаимодействие незанятого инвалида с работодателем и т.д.».

-2

Пряник для бизнеса. Для самих работодателей предусмотрен ряд преференций. В частности, если квотированные рабочие места будут заняты инвалидами, предприятия могут претендовать на

налоговые льготы: полное освобождение от уплаты налогов организаций, в которых инвалидов не менее 80% или уставной фонд которых сложился из вкладов инвалидов, половина сотрудников имеют ОВЗ, а на их зарплату тратится не менее четверти всего фонда.

Предусмотрены и страховые преференции. Работодатель будет отчислять взносы в ФСС за сотрудников-инвалидов по тарифу, сниженному до 60%. Организация имеет право и на получение субсидий: на создание условий труда инвалидам — от 65 до 100 тыс. рублей в зависимости от группы инвалидности, на обустройство рабочего места инвалида — до 500 тыс.

«Кнут» для работодателя будет состоять в штрафах для должностных лиц, отказывающих в приеме на работу инвалидов, в сумме 5-10 тыс. рублей. По закону предприятия, которые не могут создать рабочие места для инвалидов, все равно будут нести ответственность за их трудоустройство, осуществляя специальные выплаты. Деньги будут поступать на спецсчета в областные и региональные бюджеты, а оттуда — расходоваться на создание рабочих мест для инвалидов.

Кроме того, эксперты предложили прописать меры, способствующие эффективному развитию социального предпринимательства. «Среди них — субсидии на помещения, которые будут арендовать представители СП, включение субъектов социального предпринимательства в систему льготного кредитования МСП», — заметила эксперт ОНФ «Демография», член координационного совета «Деловой России» Елена Николаева.

По мнению представителей ОНФ, в законопроекте должно быть прописано, что социальное предпринимательство — деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей, способствующих решению социальных проблем граждан и общества. В целом же определение СП должно быть максимально открытым и позволять на региональном уровне включать в него дополнительные виды деятельности.

-3

Трудовая терапия. В конце прошлого года в Ижевске открылся Центр трудовой реабилитации и абилитации для людей, имеющих инвалидность. Его цель — помочь человеку в сложных ситуациях адаптации, вовлечь в активную социальную и трудовую деятельность. «Находясь в трудовом коллективе, каждый из нас чувствует значимость, полезность, необходимость», — отметила начальник Управления развития трудовых ресурсов, миграции и занятости Министерства социальной политики и труда Удмуртии Лариса Вершинина. — Технология, на основе которой построена вся работа, включает трудовую занятость, трудовое обучение, трудовую терапию и даже последующее трудоустройство».

Именно в Удмуртии отмечены первые успехи в трудоустройстве инвалидов. В городах Глазов, Воткинск, на станции Пижил в 2018 году начали действовать трудовые лаборатории в психоневрологических интернатах (ПНИ). Правовой основой выступили соглашения о взаимодействии производственного предприятия и ПНИ республики. В рамках реализации этих соглашений основным видом трудовой деятельности является ручная упаковка бахил в капсулы. Первые 300 человек уже трудоустроены на предприятиях.

Предварительно в течение трех месяцев проводились наблюдения за участниками проекта. Благодаря проведенному анкетированию удалось установить положительное влияние трудотерапии на реабилитационный и лечебный процессы. Кроме того, отчеты директоров ПНИ свидетельствуют, что трудовая деятельность в рамках проекта оказывает положительный эффект на участников трудовых лабораторий. Очевиден и прогресс производительности труда: в августе 2018 года упаковано 10 тыс. пар бахил в капсулы, в сентябре — 85 тыс., в октябре — 200 тыс.

Председатель Всероссийского общества инвалидов Михаил Терентьев уверен, что цифровая экономика помогает человеку с инвалидностью чувствовать себя свободным. Главное, чтобы человек получил соответствующие знания. Например, дистанционное образование доступно для большинства людей с ОВЗ, но его нужно адаптировать под возможности слабовидящих и других категорий инвалидности, имеющих трудности с восприятием информации.

Сложнее ситуация с инвалидами по зрению. В ряде случаев их трудоустройство предполагает переподготовку и дополнительное обучение. Кроме того, предприятий, готовых и способных предоставить рабочие места, не так много. Сегодня работа для инвалидов по зрению организуется Всероссийским обществом слепых и заключается в сфере сборочных и упаковочных операций. Новым направлением для работы инвалидов по зрению стали кол-центры. В целом на современном этапе развития трудового рынка граждане с ОВЗ вполне могут найти себе не просто подходящее, а достаточно хорошо оплачиваемое место работы. Многие предприятия предоставляют варианты надомной и удаленной работы, связанной с сетью Интернет и обработкой информации.

«В 2019 году мониторинг и иные формы контроля со стороны активистов и экспертов ОНФ за реализацией мер по содействию трудоустройству и занятости инвалидов трудоспособного возраста будут осуществляться повсеместно. Главы регионов должны понимать, что этот вопрос относится к их полномочиям, поэтому придется нести персональную ответственность за недостижение плановых показателей», — сообщил Александр Лысенко.