У нас в обществе очень сильно убеждение о том, что художнику нужен талант. Без таланта нельзя быть художником. Ну или хоть способности, чтобы хоть как-то прилично рисовать. И вот миллионы родителей и детей ходят в художественные школы, ищут, развивают, лелеют свой талант или страдают от его отсутствия. Миллионы загубленных желаний, навсегда заброшенных кисточек и карандашей, закрытых дверей для творческого пути человека. Более того, система художественного образования стала своеобразным препятствием для рисования, как это ни парадоксально.
Очень часто дети, закончившие самые разные учебные заведения и курсы, больше никогда не возвращаются к рисованию, уверенные в том, что они не умеют рисовать, плохо рисуют, у них нет таланта, они недостаточно хороши.
Это большая печаль на самом деле, потому что рисование это прекрасный канал для творчества, для самовыражения, для выражения своих чувств. Он доступен каждому, так же как, например, написание текстов. Но жесткое убеждение в том, что для рисования нужен талант, обрубает это.
Основной принцип, который провозглашают все преподаватели правополушарного рисования, таков: никакого таланта для рисования не нужно. Рисовать может каждый. Это такой же навык как чтение, письмо или езда на велосипеде. Это развивается, этому можно научиться безо всяких специальных способностей. Нужны лишь глаза и некоторые умения.
И знаете, для меня это не просто такое гуманистическое заявление. Это то, что говорят люди, реально рисующие и обучающие рисовать других. Я слышала, что часто в правополушарное рисование приходят после художек. Человек имеет диплом, но у него напрочь отбито что-то, он не может рисовать. Рисование это то, что ему нравится, то что он хочет делать, но не может, поскольку впитал в себя эти убеждения про талант и свою ущербность. И после правополушарного рисования он начинает рисовать. Он использует все, и навыки классической школы, и навыки правополушарного рисования. Самое главное, что дает правополушарное рисование - это то, что оно снимает страх (если он есть), развенчивает этот миф про талант и доказывает, что рисовать может любой. Кстати, для взрослых это может стать своеобразной психотерапией, если человек, конечно, пойдет в это.
И еще одно. Про специальные способности, которые якобы нужны для рисования. Очень часто так говорят и про другое, про изучение языков. Мол для того, чтобы учить иностранные языки, нужны способности к ним. Вы замечали когда-нибудь, кто именно говорит это? Как правило, это те, кто не знает ни одного языка и даже английский не освоил в школе. А те, кто изучил много языков, 10, 15, 50, почитайте их книги, они как сговорились. Они говорят совершенно противоположное: для изучения языков не нужны никакие специальные способности, нужна лишь усидчивость, желание и разные подходы и способы.
Так же и с рисованием. Чаще всего именно тот, кому отбили желание рисовать или тот, кто никогда и не рисовал, говорят о таланте, нужным для рисования. А те, кто действительно рисует и учит других, говорят совершенно противоположное: рисовать может каждый. Нужны только усидчивость, желание и время. Вы научитесь рисовать с той же вероятностью, с какой вы научились читать.
Для меня это серьезный показатель.