Найти тему
Мир кораблей

Американский «Код»

Историю подводного флота Соединённых Штатов принято вести с подлодки «Холланд», которая вошла в состав ВМС в 1900 году. Газеты в то время писали о ней, как о совершенном оружии, благодаря которому флот может добиться решающего превосходства в морских сражениях.

Повести в бой легендарные корабли, показать себя умелым морским волком и изрядно повеселиться вы можете в World of Warships - лучшей игре про флот. Переходи по ССЫЛКЕ, регистрируйся и получай ценные призы!

Успешные действия германских подводных лодок в Первую мировую продемонстрировали высокую эффективность субмарин и в корне изменили войну на море. После войны Соединённые Штаты, опираясь на европейский опыт, стали проектировать и строить подводные лодки для действий в Атлантическом океане. Однако в 30-е годы США беспокоило усиление геополитического напряжения в другой части земного шара.

Крейсерские подводные лодки были разработаны в 1930-х годах, в основном, для борьбы с японской угрозой в Тихом океане. До атомной эпохи подлодки были, по сути, надводными кораблями, которые могли ненадолго погружаться и перемещаться под водой на небольшие расстояния. Такие лодки находились на поверхности более 95% времени.

В начале войны американские подлодки погружались очень медленно, но со временем, когда экипаж набирал достаточно опыта, крейсерская подлодка могла полностью погрузиться за 35 секунд.

«Все вниз, погружение, погружение!». Ревун подаёт два сигнала, сигнальщики прыгают вниз через люки и занимают позиции здесь, в центральном посту, на носовых и кормовых рулях. Гидравлические привода открывают клапаны в верхней части балластных цистерн, и лодка получает дифферент 7 или 8 градусов на нос. Воздух уходит, цистерны заполняются водой через шпигаты в нижней части корпуса, и мы уходим под воду.

Тактико-технические характеристики подводной лодки «Код» типа «Гато»:
Длина — чуть более 95 метров (95,1 м).
Ширина — 8,3 метра (8,3 м).
Осадка средняя — 5,3 метра (5,3 м).
Водоизмещение подводное — 2424 тонны.
По конструктивному исполнению лодка относится к двухкорпусному типу. За исключением кормовой оконечности, которая имеет однокорпусную конструкцию.
Максимальный диаметр прочного корпуса — почти 5 метров (4,88 м).
Лодка разделена на 8 отсеков:
первый — носовой торпедный отсек;
второй — носовой аккумуляторный отсек;
третий — отсек центрального поста, над ним располагается боевая рубка;
четвёртый — кормовой аккумуляторный отсек;
пятый-шестой — машинные отсеки;
седьмой — электромеханический отсек;
восьмой — кормовой торпедный отсек.

Тип «Гато» — последний из так называемых «лодок с тонким корпусом». Наш прочный корпус — малоуглеродистая сталь толщиной примерно 14,5 миллиметров.

-2
В качестве первичного источника энергии на «Коде» использовались четыре дизельных двигателя «Дже́нерал Мо́торз» общей мощностью 6400 л.с.
Для движения лодка использовала четыре гребных электродвигателя «Дже́нерал Эле́ктрик», суммарной мощностью 2740 л.с.
В надводном положении электромоторы получали питание от дизель-генераторов, а в подводном — от двух групп аккумуляторных батарей по 126 элементов в каждой. Зарядка аккумуляторов производилась теми же дизель-генераторами в надводном положении.
Максимальная скорость хода:
в надводном положении — 21 узел;
в подводном — 9 узлов.
Дальность плавания в надводном положении — 11 000 миль 10-узловым ходом.
Автономность плавания — 75 суток.
Глубина погружения рабочая — 90 метров.

Американские подлодки времён Второй мировой войны были очень шумными. Дизели не зря называли «камнедробилками» — на поверхности они ужасно грохотали. Но как только подводная лодка погружается и переключается на электродвигатели, она становится невероятно тихой.

Командир подводной лодки «Барб», Юджин Флакки рассказывал, что он просил моряков в носовом отсеке сообщать ему, когда начнёт вдавливать листы палубного настила. Он подсчитал, что гидростатическое давление на корпус будет достаточным для того, чтобы изгибать палубный настил примерно на 155 метрах. Не все командиры были столь уверены в качестве постройки лодок как он.

Обитаемость первой американской подлодки «Холланд», экипаж которой насчитывал шесть человек, была ужасной. На ранних субмаринах вероятность погибнуть от отравления ядовитыми газами, выделяемыми аккумуляторными батареями, или детонации боезапаса была не меньше, чем от атаки вражеского корабля. Поэтому в ходе развития подводного кораблестроения, созданию приемлемых условий для жизни и работы экипажа подводных лодок уделялось особое внимание.

Но ровно до тех пор, пока это не начинает оказывать негативное влияние на боевые характеристики субмарины, которые в свою очередь были продиктованы её предназначением. Подводные лодки класса «Гато» разрабатывались для продолжительных походов в Тихом океане, и конструкторы старались обеспечить экипажу максимальный комфорт.

Американские подлодки были довольно роскошными по сравнению с лодками других флотов, к примеру, японскими или немецкими. У американцев было огромное преимущество в виде системы кондиционирования воздуха на борту. Но не подумайте, что здесь было прохладно. Кондиционер был в основном нужен для защиты электронного оборудования.

Изначально каждый моряк на «Коде» имел индивидуальное спальное место, но с увеличением численности экипажа, связанного с установкой нового оборудования и вооружения, на подлодке были устроены дополнительные спальные места над стеллажами запасных торпед в носовом и кормовом торпедных отсеках.

На войне бывают странные и забавные истории. Второй командир «Кода», Кэдди Аткинс, был очень выдающимся и целеустремлённым командиром. Он отчаянно стремился, чтобы «Код» затопила как можно больше кораблей. И чтобы всегда быть готовым к действию, он попросил экипаж положить матрас в боевую рубку рядом с перископами. Командир ложился спать прямо там, чтобы, ночью столкнувшись с японскими судами, он мог немедленно встать на свой пост и руководить атакой. Однажды ночью, пока командир спал, был обнаружен конвой из трёх кораблей. Аткинс тут же встал и начал командовать атакой. И пока он определял расстояние и направление через перископ, остальные члены команды в рубке заметили, что он там совсем голый. А так как дело было в тропиках, даже при наличии кондиционера никому особо прохладнее не становилось. Поэтому он решил в тот раз спать без одежды. Кто-то сказал, что неплохо было бы предложить командиру что-то надеть. Так что моряки отправили стюарда, который принёс ему полосатую пижаму. Аткинс, не отрываясь от перископа, натянул пижамные штаны, а затем надел и застегнул рубаху — чтобы топить корабли при полном параде.

Ну, тогда об этом никто не вспоминал, вплоть до 1998 года, когда команда «Кода» собралась на свою первую встречу сослуживцев здесь, в Кливленде. На банкете присутствовал командир Аткинс, и команда вручила ему совершенно новую полосатую пижаму. Жёны матросов недоумённо переглядывались, не понимая, почему вдруг экипаж дарит своему командиру полосатую пижаму, и почему всем так от этого смешно, пока им всё не рассказали. Так что и сегодня, если вы остановитесь на «Коде» у каюты командира и заглянете внутрь, на его кровати будет лежать полосатая пижама, готовая к следующей атаке.

-3

В носовом машинном отсеке находятся опреснительные установки, каждая из которых способна выдавать до 3 тысяч литров пресной воды в день. В этом помещении было очень жарко, температура здесь могла достигать 50 градусов Цельсия, поэтому матросы сушили здесь одежду. Эти двигатели не вращают винты, они вращают генераторы. Шум здесь был невероятный, разговаривать было невозможно. Поэтому, чтобы управлять машинным отделением, использовались жесты, световые сигналы и звонки.

Когда противник искал лодку гидроакустическими средствами, все затихали. Глушилось всё оборудование, которое не было нужно, отключались вентиляторы, даже рулевой двигатель создавал шум, поэтому команда переходила на ручное управление. Так вот, без усилителя штурвал вращали трое — по одному, 10 или 12 оборотов и всё — сил нет, второй на смену, потом третий. А когда его пора менять, первый должен был успеть отдышаться и быть готов снова взяться за руль. Так что усилитель руля — дело хорошее, если только не нужна абсолютная тишина.

Главное преимущество подводной лодки перед другими кораблями — её скрытность. Из-за этого поначалу использование их в морской войне вызывало неоднозначную реакцию: некоторые считали, что субмарина — это оружие труса, который честному открытому бою предпочитает подлые удары исподтишка. Тем не менее субмарины были слишком эффективным и грозным оружием, чтобы отказываться от его применения.

Основное наступательное вооружение «Кода» было представлено десятью 533-миллиметровыми торпедными аппаратами. Шесть из них располагались в носовом отсеке и четыре в кормовом. Боезапас составлял 24 торпеды.

На вооружении «Кода» в разное время состояли:
Парогазовые торпеды «Марк 14» с контактным и магнитным взрывателями.
Электрические торпеды «Марк 18».
Парогазовые торпеды «Марк 23».
Устройство торпеды Марк 14. В хвостовой части имеются винты противоположного вращения, четыре руля глубины и направления. Всё это контролируется гироскопом здесь, в хвостовой части торпеды. Впереди двигатель — здесь смешиваются спирт, вода и воздух для создания пара, который разгоняет эту штуку до 31 узла под водой. За ним — воздушный баллон с давлением воздуха в 204 атмосферы. И впереди — главная часть торпеды: боевое отделение с 340 килограммами взрывчатки. В начале войны, когда торпеды оснащались магнитным взрывателем, они были очень неэффективны.

У американский торпеды Mark XIV [марк четырнадцать] есть секретный магнитный взрыватель, который, к сожалению, был недостаточно тщательно испытан до войны. Получалось так, что торпеда входила в магнитное поле вражеского корабля и взрывалась слишком рано. Флоту потребовалось около двух лет, чтобы признать, что проблема была в торпедах, а затем выявить её и исправить. В итоге, из этой торпеды сделали довольно хорошее оружие.

-4

В отличие от современных подлодок с досылателем, на подводной лодке Второй мировой всё делалось с помощью мышечной силы и талий. 1 400 килограммов. Еще одной неприятной особенностью «Марк 14», как парогазовой торпеды, было то, что воздух, приводящий в движение турбину, выбрасывался наружу, и торпеда при движении оставляла за собой хвост из пузырьков.

Когда стало понятно, что след из пузырьков — это тактический недостаток, я имею в виду, что враг мог вычислить положение подводной лодки по следу пузырьков от торпед, мы приняли на вооружение электрическую торпеду Mark XVIII [марк восемнадцать], по сути, копию немецкой электрической торпеды. Но эта торпеда была очень опасной.

Подводная лодка «Код» была спущена на воду 21 марта 1943 года. Она была последней лодкой типа «Гато», построенной на том стапеле. Как только она сошла на воду, на нём была заложена первая лодка нового типа — «Балао». Таким образом, она впитала все самые актуальные боевые уроки.

«Код» прибыла на тихоокеанский театр военных действий осенью 1943 года, в разгар сражений за остров Бугенвиль и Новую Гвинею.

Союзники теснили японские войска, стремясь выйти на подступы к Филиппинам. Японцы в свою очередь пытались обеспечить свои гарнизоны всем необходимым, отправляя транспортные конвои к осаждённым островам.

Артиллерийское вооружение
Установка «Марк 40»
Калибр — 127 мм.
Дальность стрельбы — 13 000 м.
Скорострельность — до 15 выстрелов в минуту.
Два зенитных орудия Бофорс калибра 40 мм.

Боекомплект американской крейсерской подводной лодки включает не менее 200 снарядов главного калибра и 400 40-мм боеприпасов, а также несколько тысяч патронов калибра 12,7 миллиметра. Это был настоящий плавучий арсенал.

Но каким бы сильным не было вооружение субмарины, для успешных действий этого недостаточно. Важно иметь на борту необходимые средства для обнаружения противника и желательно, чтобы они также были разнообразными, как и оружие.

-5

Боевая рубка «Кода» — это прочный отсек, расположенный над главным прочным корпусом, его диаметр около 2,5 метров и длина чуть более 5 метров. Именно отсюда командир и торпедный расчёт управляли атакой. При атаке из подводного положения сюда набивалось до 11 человек.

Здесь находятся радары, гидролокатор, вычислитель данных автомата торпедной стрельбы, основное рулевое управление и два перископа. Американский автомат торпедной стрельбы TDC во Второй мировой был настоящим чудом техники. Его аналоговый электромеханический вычислитель решал тригонометрические уравнения в реальном времени, без микрочипов или микропроцессоров.

Торпедная стрельба из подводного положения довольно непростая задача со множеством переменных. Представьте, что вам с 30 метров стоя на роликах надо попасть бильярдным кием в раскачивающееся бревно, при этом посмотреть на цель вы можете два-три раза одним глазом. Поэтому в разных странах разрабатывались счётно-решающие приборы призванные облегчить управление торпедной стрельбой. Во время Второй мировой дальше всех в этом вопросе продвинулись Соединенные Штаты.

Американский автомат не ориентируется на время. Поэтому, если горит индикатор верного огневого решения, и вы ввели верные данные, то торпеды встретятся с целью. Торпедные автоматы немцев, японцев и британцев говорили: «Стреляй сейчас!». Пустите торпеды слишком рано или поздно — и вы промахнётесь.

Конструктивно TDC «Марк 4» состоял из трёх электромеханически связанных блоков, данные в которые вводились как в ручном, так и в автоматическом режиме.

В приёмник автоматически считывались с гирокомпаса и гидродинамического лага данные о курсе и скорости подводной лодки, вводилась информация о курсе, скорости и дистанции до цели, полученная при помощи перископа, сонара и радара. Каждые 15-20 минут она корректировалась. TDC производил вычисления, определяя положение цели, и автоматически передавал на гироскоп, находившейся в аппарате торпеды, установки для стрельбы, чтобы она поразила цель вне зависимости от положения лодки. Благодаря компьютеру можно было постоянно предсказывать положение цели даже во время маневрирования лодки, вести огонь в условиях ограниченной видимости и ночью.

-6

Американские субмарины во время войны на Тихом океане потопили около 75% японского торгового флота. Ценой тому стали потери 17% подлодок, то есть не возвращалась с задания почти каждая пятая. Для сравнения — потери немецких подводных лодок в Атлантике составили более 75% и это всё лишь для того, чтобы потопить 1% от союзного торгового флота.

Подлодки типа «Гато» находились в гуще сражений с самого начала — опять же, они были самыми крупными и наиболее боеспособными лодками в то время, им поручали самые сложные миссии.

10 мая 1944 года «Код» участвовала в своём самом крупном бою. Она была последней подлодкой, которая могла атаковать конвой из 35 японских кораблей, шедший с подкреплениями для японского гарнизона в Маниле.

Всю ночь лодка преследовала конвой и пыталась пройти незамеченной через завесу кораблей противолодочной обороны. На рассвете субмарине, наконец, удаётся прорваться через внешнее кольцо к конвою и выпустить по транспортам все шесть торпед из носовых аппаратов.

Подводные лодки класса «Гато», к славному числу которых относится и «Код», стали, пожалуй, самыми знаменитыми американскими субмаринами Второй мировой. «Флэшер» была одной из самых успешных подводных лодок США, на счету которой свыше 100 000 тонн потопленного тоннажа. «Кавалла» пустила на дно японский авианосец «Сёкаку», участвовавший в атаке Пёрл-Харбора. «Уаху» в одиночку уничтожила целый конвой, состоящий из четырёх судов у берегов Новой Гвинеи, а в 1943 году стала одной из первых американских подводных лодок, прорвавшихся в Японское море. Субмарина «Финбэк» спасла потерпевшего крушение пилота Джорджа Буша — будущего президента США. А моряки с подводной лодки «Барб», высадившись на Южном берегу тогда ещё японского Сахалина, заминировали железную дорогу и взорвали проходящий по ней поезд.

В последний день лета 45-го «Код» отправилась с войны домой. После капитального ремонта лодку перевели в резерв, но в 1951 вновь ввели в строй. Субмарина несла службу в Карибском море и у берегов Южной Америки на протяжении последующих трёх лет, после чего её окончательно вывели в резерв, и в 1971 году исключили из списков флота. Спустя пять лет жители Кливленда, неравнодушные к судьбе подводной лодки, взяли её под опеку и превратили в музей. В 1986 году «Код» стала национальным историческим памятником.

Если вам понравилась эта новость - ставьте лайки, делитесь с друзьями, подписывайтесь на нас!