Найти тему
ТЕХ.НИК

Мотомир СССР. "Тула" запоздавший кумир.

Мотоциклы "Тула"
Мотоциклы "Тула"

В СССР складывалась парадоксальная ситуация, в связи с дефицитом автомобилей, огромной популярностью у населения пользовалась различная мото техника, причем в своем большинстве советские мотозаводы постоянно оглядывались на "запад". Про тяжелые мотоциклы думаю излишне говорить они своими корнями уходят в немецкие предвоенные машины, оба мотороллерных завода так же копировали продукцию итальянской "Vespa" и немецкого "Gogo" и т.д. А вместе с тем это было не совсем оправдано. Да создавать с "нуля" конечно сложнее, чем копировать, но как показала практика, да и история показывает то, что хорошо в Европе - для нас, мягко скажем, не совсем подходит. Так, например, во времена войны немцы признали практически полную не способность своих тяжелых мотоциклов эксплуатироваться на "Восточном фронте". От части по той же причине очень популярные в Европе мотороллеры у нас были сродни игрушке для городской молодежи, за что например "Вятка" поплатилось низким спросом и закрытием производства уже в конце 70х. Необходимо было учитывать климатические условия ну и конечно по каким дорогам эта техника будет ездить.

Один из первых  прототипов МПП - Тульского завода
Один из первых прототипов МПП - Тульского завода

В СССР безусловно хороших дорог хватало, но это в городах, мотоцикл же зачастую покупался для поездок за город (на дачу, рыбалку, охоту), а там уже дорога понятие относительное - скорее направление, а в межсезонье вообще бездорожье. Парадокс же заключался в том, что мото техники способной передвигаться в таких условиях советские мото заводы не производили. Но вот, в середине 80х, исконно мотороллерный Тульский завод, идя на встречу пожеланиям трудящихся, все же запустил в производство мотоцикл повышенной проходимости "Тула". Мотоцикл имел революционный, для нашей страны, дизайн плавные линии корпуса, гармоничные элементы общей конструкции (выхлопная труба, переднее крыло). И не плохие "стартовые позиции": широкопрофильные шины, двигать с принудительным воздушным охлаждением и низкий центр тяжести. Не обошлось и без недостатков - излишний вес и не совсем удачный выбор тех самых шин (в дождливою погоду были не редки заносы). Изобретать заново заводу пришлось не много, двигатель взяли мотороллерный лишь немного переделав его, конструкция же рамы - типичная мотоциклетная, шины, а точнее размерность - по сути и стали по настоящему новым в отечественном мотостроении. Кстати "Тула" стала первым мотоциклом с электро стартером в стране - унаследовав мотороллерный мотор. Вообщем и целом машина получилась не плохой и как говориться "пошла в народ".

Прототип мотоцикла "Тула" с боковым прицепом
Прототип мотоцикла "Тула" с боковым прицепом

Завод даже стал эксперементировать с боковым прицепом, а так же делать из "Тулы" трициклы (на базе агрегатов "Муравья").

Трицикл "Тула"
Трицикл "Тула"

Впрочем популярность ее была не долгой и дело здесь не в самом мотоцикле, а в том, что он опоздал лет на 10 как минимум. В конце 80х СССР катился к своему закату. Популярность мотоциклов резко стала падать, что было связано как с экономической ситуацией, так и с появление открытого рынка отечественных автомобилей, а позднее и рынка авто и мото иномарок. К этому добавилось и резкое ухудшение качества продукции Тульского завода, при все возрастающей цене. Завод в 90 м году попытался исправить ситуацию выпустив обновленную модель, но безуспешно, время ушло. Небольшими и нерегулярными партиями, производство продолжалось до 1996 года, после чего было окончательно закрыто. А ведь появись подобный мотоцикл лет на 10-20 раньше, он прочно бы занял свою нишу среди разнообразного отечественного мотомира.

Спасибо. Подписывайтесь на канал. Ставьте лайк.