Из очерка "Русский обычай"
Бытовало измышление высоколобых смутьянов о том, что русские, окрестившись, соотносили Святую Троицу с языческими идолами: "богом-отцом" Стрибогом (Сварогом), "богом-сыном" Даждьбогом и, наконец, Семарглом (крылатым псом). От безбожия соблазну сему поддавались даже народоведы, широко знающие, искренне любящие русскую старину… Но ведь русские, приняв Святое Крещение, вскоре напрочь забыли языческих истуканов, а посему не могли соотносить их с Отцом, Сыном и Святым Духом. В сознании крестьян, что облачились во Христа, и святые отичи без сопоставлеия потеснили былых идолов: Иоанн Предтеча – Купалу, Георгий Победоносец (да и Архангел Михаил) – Перуна… Власий в крестьянском сознании быстро сменил «скотьего бога» Велеса (Волоса) — покровителя скотоводства у некрещеных русичей. «Имя его известно нам еще по договорам русских с Царьградом. Так в договоре Святослава с греками сказано: «Да имеем клятву от бога, в его же веруем, в Перуна и Волоса, скотьего бога». (...) Святой Авраамий Ростовский сокрушил идола Велеса в Ростове. (...) Между тем как в Киеве он крещен был великим Владимиром: «Волоса, его же именоваху скотья бога, повеле в Почайну реку врещи». (И. Сахаров). Крестьяне служили молебны святому мученику Власию, молили его о покровительстве и обереге домашнего скота и особенно коров. В хлевах ставили образы святого Власия и там молились ему: «Святой Власий, дай счастья на гладких телушек, на толстых бычков, чтобы со двора шли — играли, а с поля шли — скакали».
Вскоре после крестного облачения во Христа, освободившись от языческого идолопоклонничества, истребив памяти былых божков, величаемых болванами, русские крестьяне мистически осознали бесплотную ангельскую силу и христианских святых пособниками при житейских нуждах, покровителями лесов, полей, вод, народных ремесел и профессий. Ныне зрим в православных святцах:
Михаил Архангел – небесный покровитель русского воинства;
Георгий Победоносец – покровитель русского воинства, а так же вместе с Афанасием и Кириллом — рабочего скота;
Апостолы Петр и Павел – покровители рыболовства;
Николай Угодник – покровитель путешествующих, особо моряков и рыбаков;
Сергий Радонежский – покровитель вод и целебных источников (как и святая мученица Параскева Пятница) а так же и домашней птицы;
Борис и Глеб – покровители земледелия;
Апостол и евангелист Лука – покровитель священного ремесла иконописи (богомазов);
Флор и Лавр – покровители коневодства;
Зосима и Савватий – покровители пчеловодства;
Наум – грамотник, покровитель среднего образования;
целитель Пантелеймон — спасает при любой болезни;
Косма и Дамиан, – целители, покровители врачей;
Гурий, Самой и Авива – покровители честного брака, им же молятся при зубной боли;
Власий — покровитель всякой домашней животины;
Анисим и Мамонт — овчарники, покровитель коз и овец;
Никита – гусятник;
Кирик и Улита – покровители кур;
Харитина – ткачиха;
Прокопий – жнец;
Сорок мучеников, утопленных за веру в Христа, — покровители певчих птиц, услаждающих слух, истребляющих вредных насекомых;
Зиновий – покровитель зимующих птиц;
Артемию молились при "грыжной болезни";
Киприану и Устинье – молились против нечистой силы; Дионисию – от сглаза;
Модесту – при падеже скота;
Варваре усердно молились мужние жены, особо на сносях, прося благополучного разрешения бремени, а при мучительных родах жены давали обет великомученице Варваре.
Русские, особо простолюдье, скинув ветхое язычество, облачившись во Христа, с веками нежданно-негаданно выделили из сонма христианских святых и полноправно ввели в народно-обрядовую жизнь, хотя сии святые, уроженцы древних народов, жили задолго до крещения Руси: Николай Угодник (Никола Зимний, Никола Вешний), Илья пророк (Ильин день), Иоанн Креститель (Иванов день, Иван Купала), Георгий Победоносец (Егорий Храбрый), святые апостолы Петр и Павел, Алексий-Божий человек, Параскева Пятница.
Project: MolokoAuthor: Байбородин А. Продолжение следует
Книга "Мы всё ещё русские" здесь