Найти тему

Диагностики перед подготовкой к экзаменам по математике

Перед началом самостоятельной подготовки к экзаменам необходима диагностика. Обычно она состоит из 4 этапов: анкета, диагностика по алгебре, собеседование по геометрии и свободное письмо.

Первый элемент диагностики — это анкета. Она поможет сформулировать цели, оценить ресурсы, описать свой текущий математический уровень. С заполненной анкетой можно подходить к репетитору, учителю математики и/или руководителю курсов. Это сэкономит ваше общее время.

Хорошо обдумайте каждый пункт. Это стратегическая часть вашей подготовки, и именно этот анализ поможет понять, что делать дальше.

Вопросы анкеты:

  1. Перечислите в порядке убывания значимости, какие цели вы ставите перед собой при изучении математики в 10-11 классах.
  2. В какие вузы и на какие специальности вы собираетесь поступать по окончании школы?
  3. В каких математических олимпиадах, в том числе вступительных (дающих право поступления), вы собираетесь участвовать?
  4. Как вы в целом оцениваете свой математический уровень на сегодня (более подробно напишете в п.8)? Как он соотносится с вашими целями из пункта 1?
  5. Сколько времени (часов в неделю) вы планируете заниматься математикой помимо обязательных школьных уроков?
  6. Собираетесь ли вы заниматься на школьном кружке по подготовке к ЕГЭ (если таковой есть)? Если да, то, что вы от него ожидаете?
  7. Собираетесь ли вы дополнительно заниматься математикой вне школы (курсы, репетитор, самоподготовка)? Если да, формулируйте требования и пожелания к данным занятиям.
  8. Опишите более подробно ваши сильные и слабые стороны в области математики (отдельно по алгебре и геометрии).
  9. Вернитесь к вопросам 1-2 и сравните ваши ответы на них с ответами на вопросы 4-8. Изменилось ли в чем-то ваше видение после ответа на все эти вопросы? Что вы собираетесь изменить?

Второй элемент диагностики — это диагностика по алгебре. Это отдельный файл с заданиями, которые необходимо прорешать. Её необходимо проводить с учётом следующего:

  • Диагностика проверяет остаточные базовые знания и навыки в алгебре для учеников 10-11 классов.
  • Диагностику можно решать в несколько заходов, но не более 2 часов каждый.
  • Все вычисления проводите в чистовике. Для проверяющего часто важен ход решения.
  • Даже если не знаете, как решать задачу, напишите хотя бы несколько действий. Прочерк ставить только в исключительных случаях.
  • Если вы пока не прошли какие-то темы в школе, просто пропустите соответствующие задания.
  • Решайте диагностику самостоятельно, даже если результаты кажутся вам плохими.
  • Калькулятором и справочниками пользоваться нельзя. Если в какой-то момент не удержались, то указать это в работе около соответствующего примера.
  • Если вы решили практически все задания, то можете мягко приступать к абитуриентской подготовке (вторая часть ЕГЭ и вступительные олимпиады).
  • Если решили менее 90% от того, что вы уже прошли, то приступать к ней ещё рано и вам нужно ещё наверстать упущенное в школьной программе.
  • Если из первых десяти номеров вы не решили больше трёх заданий, то необходимо сперва подтянуть до приемлемого уровня арифметику 5-6 классов.
  • Диагностику можно использовать не только для самопроверки. Перед первым занятием с репетитором, можете показать ему вашу решённую диагностику. Это поможет ему понять ваш текущий уровень и выстроить эффективную стратегию работы.

Третья часть диагностика — это собеседование по геометрии. В отличие от диагностики по алгебре, здесь важны ваши устные рассуждения, ход мыслей, точность формулировок и знание теории. Такая проверка может делаться только в виде собеседования с решением задач.

У каждого преподавателя свои подход к геометрии, поэтому содержание диагностики можно дать только в общих чертах:

Список теоретических вопросов можно взять из любого учебника по геометрии за 7-9 класс. Можно использовать учебник Атанасяна как самый распространённый.

  1. Простые задачи на знание и доказательство можно взять из задачника Гордина. Они там помечены как базовые.
  2. В качестве сложных задач достаточно посмотреть некоторые последние задачи из ОГЭ.
  3. Билет с теоретически вопросом и решенными задачами является лишь приглашением к разговору, а написанные решения — это конспекты для ответа.
  4. При собеседовании эксперт должен оценивать не столько правильность решения задач, а логичность хода рассуждений и корректность оформления решений. Поставленное мышление важнее точности формулировок.

Заключительная часть диагностики — это свободное письмо. В отличие от остальных этапов оно не является обязательным. В письме необходимо рассказать о себе, о вашей учёбе и всём, что её касается. Т.к. письмо свободное, поэтому можно писать всё, что считаете нужным по теме, рамок нет. Важно, чтобы вы писали его сами, а не советуясь с родителями или друзьями.

Это необычный элемент диагностики, который следует использовать в случае, если вы серьёзно подходите к процессу подготовки и если доверяете тому, с кем планируете работать. Несмотря на необязательность, свободное письмо часто сильнее помогает в выработке стратегии, чем все остальные диагностики вместе взятые. Именно по нему специалист сможет понять некоторые психологические нюансы будущей подготовки.