Найти тему

Советский психоделический рок. Миф или реальность?

Существовала ли в СССР психоделическая культура? В том смысле, как на "загнивающем Западе", вероятно, нет. Но отзвуки музыкальной революции, охватившей мир, хотя бы через записи популярных групп не могли не оставить след в коллективном бессознательном. И не воплотиться в потрясающих образцах советского песенного творчества. Turn on! Tune in! Drop out!

ВИА "Поющие гитары". Проводы (1970)

ВИА "Поющие гитары" задали высокие стандарты не только в плане исполнения и имиджа, но даже в области сценического оборудования и инструментария. В "Проводах" музыканты ступили на условно запретную территорию. Сама по себе песня - сентиментальная баллада, каких немало породили штатные советские сочинители. Но атака во вступлении, завывающий орган, гитарный фуз, отрывистые пассажи и потрясающее многоголосие - это фактически психодел-хард.

Юрий Антонов. У берез и сосен (1973)

Молодой Юрий Антонов мог позволить себе процитировать битловскую "A Day In The Life", как он сделал это в массивном шестиминутном поп-полотне "У берез и сосен". Запись была сделана с оркестром "Современник". Ближе к финалу песня перерастает в подлинный катарсис.

ВИА "Веселые Ребята". Качели (1974)

В целом, эта ленивая баллада "Веселых ребят" не выходит за рамки традиционного репертуара ВИА, но в ней ощутим заряд хипповой рефлексии. И название группы, написанное шрифтом "Rubber Soul", как бы намекает. Сад, птичьи трели, река, ветер, качели. Герой ждет некую Таню и никуда не торопится: "Не одна пройдет неделя, не один прольется дождь. / Но однажды на качели покачаться ты придешь!" А когда все свершится, качели раскачаются между небом и землей! Хронометраж в пять минут тоже убеждает в серьезности намерений героя песни.

"Ариэль". В деле любом и каждом (1976)

Юмористическая зарисовка об армейских буднях и устаревших методах уборки - но вслушайтесь в эту убийственно крутую аранжировку с перегруженными гитарами и жесткими пачками духовых! Довольно тяжелый джаз-рок-психодел. "Ариэль" часто удивляют нетривиальностью подхода. "В деле любом и каждом творческий поиск важен" - это не только про находчивых военнослужащих, но и про самих музыкантов, которым всегда было интересно выйти за рамки привычного.

"Дикие гитары" (1976)

Полторы минуты жесткого гитарного драйва из детской сказки. Музыкальный вкус нужно формировать с нежного возраста! Разумеется, самая крутая песня достается отрицательным персонажам! Вокальные партии берут на себя Михаил Боярский и Валентина Игнатьева. Барабанщик - просто бомба. Если бы нужно было скомпоновать советский аналог сборника "Nuggets", "Дикие гитары" получили бы в нем почетное место.

"Дос-Мукасан". Бетпак Дала (1976)

Казахстанская команда "Дос-Мукасан", основанная в 1967 году, исполняла типичный для ансамблей из союзных республик симпатичный этно-поп с использованием фольклорных мотивов. Но открывающий их диск семиминутый эпик "Бетпак Дала" - нечто особенное. Настоящий трип с полным погружением, драматичными сменами ритма, загадочными шумами, перепадами настроения. В какой-то момент так и хочется подпеть: "This is the end. My only friend, the end..."

"Легкий бриз степных просторов, мощь гор и шелест листвы, гул лесов и робкое биение сердца, дыхание эпохи, воспетые в ритме ХХ века, - все это песни, произведения ансамбля "Дос-Мукасан". Газета "Ленинская молодежь" (1973)

ВИА "Вдохновение". Водопад (1976)

Уникальный образец советского сайкоделик-соула - баллада ВИА "Вдохновение" под управлением Левона Мерабова, который руководил эстрадным оркестром Азербайджана. Песня, которая начинается с тревожной интродукции и перетекает в "стену звука" из гитар и духовых, не затерялась бы и на альбоме Минни Риппертон. "На тысячу брызг я разобьюсь, но я любви своей добьюсь" - это сильно!

"Аракс". Трава-мурава (1977)

Что это за трава, от которой "закружилась голова"? Собственно, обыкновенный ковыль. Но аранжировка с флейтой и интригующими сменами аккордов в исполнении "Аракса" привносит в балладу А. Буйнова и В. Сауткина некую таинственную недосказанность. Песня вышла на гибкой пластинке с журналом "Кругозор".

Михаил Боярский. Бармалей (1979)

Казалось бы, неприметная пластинка с песнями из фильма "Повар и певица". Что она может скрывать? Но работает правило: песня от имени злодея может оказаться любопытной. Здесь содержится психодел-боевик "Бармалей" в исполнении Михаила Боярского. Прямо слышно, как музыканты оторвались во время записи этого прыгающего бита, гитарного и саксофонного соло. Песня перерастает в джем с рефреном "Хей-хей!", во время которого главный д'Артаньян советского экрана уходит в полный фрик-аут.

Александр Градский. Синий лес (1987)

До того, как стать эстрадным мэтром, Александр Градский пользовался репутацией нарушителя спокойствия, убежденного рокера и мастера на все руки и жанры. И исполнял весьма изощренную музыку на стыке культур и традиций. Вокальная сюита "Размышления шута" содержит записи первой половины 1970-х. "Синий лес" - философское размышление и разговор с природой. В расслабленном бите, гитарном переборе и бэк-вокалах явно присутствует отзвук Калифорнии времен Хейт-Эшбери.

Обложка "Кругозора", 1973 год
Обложка "Кругозора", 1973 год