10-го сентября Егору Летову могло бы исполнится 55 лет, но его нет с нами уже 11 лет. В честь этого юбилея 27 русскоязычных известнейших и, не очень, рок-групп и исполнителей выпустили сборник Без меня. Трибьют Егора Летова на лейбле Universal Music Russia. Все песни получились настолько разнообразными, что показывает силу таланта Егора, и непреходящее влияние его основного проекта Гражданская оборона на всю отечественную музыку.
Попробую тут немного описать свои впечатления от прослушивания, тем самым помянув хорошего музыканта. Итак, окрывашка пост-панковская Мы - лёд от Ploho, одна из лучших на всём трибьюте. Энергичный джойдивижновский ритм драм-машины, баса, гитар с актуальным текстом. Абсолютный мегахит. "Пока мы существуем - будет злой гололёд / И майор подскользнется, майор упадёт / Ведь мы - лёд под ногами майора!". Последний альбом Пыль вышел в апреле этого года.
Потом героическая Слава психонавтам от психоделиков Громыка из карельского Петрозаводска, с довольно оригинальным инди-саундом, с аналоговыми ретро-клавишами, и вокалом, который всё же слишком вычурный, даже для стилистики Н.О.М.
Дальше самая лучшая песня Всё идёт по плану, спетая модной недавно Гречкой. Конечно тембр вокала винишко-тян довольно необычен, но что-то в нём есть, ибо ведь чем-то цепляет. Саунд обычный инди-поп, но это настоящий хит, увы, cлишком короткий, меньше трёх минут, и с лишними советскими сэмплами.
Четвёртый стал отличный трек Про дурачка от Найка Борзова. Сложный текст, хотя простых у Егора и не бывало, спет убедительно и стильно. Здесь пост-панк ближе к готик-року, похожие мелодии, хотя стилизация местами под балалайку или Тооl, добавляет интереса.
Пятый Мама, мама... от петербургских нойзрокеров Sonic Death акустически похоронная, в русле русского рока, со своим настроением и хорошей мелодией. Минималистичное соло на фузз-гитаре впечатляет и опустошает на мгновение.
И тут лишний контрастный душ в виде ска-панка с дудками и гармошкой И снова темно от москвичей Голос Омерики. Сама группа хорошая, и стиль держит на уровне, но тут не зашла.
Седьмой Долгая Счастливая Жизнь от RSAC (Red Samara Automobile Club). Совершенный саунд Гражданской обороны, очень точно скопирован. К сожалению, у Егора не было возможности так записываться, ибо он бы звучал именно так, как на этом треке.
Восьмой трек с нецензурным названием На ... от известной Психеи. Слишком истерично, слишком эмо, хотя материал подходит и слушается довольно органично.
Девятый Нечего терять от могилёвских беларусов Nizkiz. Хороший инди-рок с русскороковым саундом. Вокалист на любителя, но всё же не совсем плох, видно, что старается.
На десятом треке спокойствие продолжается песней Сияние от известных поп-панков из Наива. Неожиданно уютное поп-роковое звучание с оркестровкой совершенно не заходит, хотя какое-то "новогоднее" настроение создаёт.
Одиннадцатый трек это взрослый псевдо-неофолковый Отряд не заметил потери бойца от екатеринбургских индирокеров Сансары. Двухголосое м/ж пение под медленные мелодии виолончели и нарочитую драм-машину неплохи и достаточно интересны.
Двенадцатая песня Снаружи всех измерений трендовых инди-поп-красоток из столичного Комсомольска совершенно мимо всего, хотя всё сделано вполне слушабельно, но как-то по-дурацки для такого трибьюта.
Одной из неожиданностей здесь стал нейрофанковый угар на заглавной Без меня от хитового Нейромонаха Феофана. Как обычно, современно и оригинально, но это прикол не в тему, хотя и вполне по-панковски, пусть и сквозь призму драм'н'бэйса.
Дальше всё как-то бестолково, или просто слишком затянутый треклист.
14. Старые московские экспериментаторы Кобыла И Трупоглазые Жабы Искали Цезию, Нашли Поздно Утром Свистящего Хна с электропанковским Солнцеворотом. Спето с егоровской интонацией, достаточно похоже. Да, и сам саунд в стиле Гр.Об.
15. Детская музыка, хотя и от очень прилежной самарской 16-летней девушки Маши из Нонкомформистка с мегахитом Наваждение. Тот самый саунд русского рока, где плотный jd-бас делает всё за все инструменты и получается стильно и вполне вкусно.
16. Классное современное регги от каких-то Гаражей с известнейшим Трамваем разбавляет общее панковское настроение.
17. Ещё одно неприличное название Пошли вы все на ..., в стиле как бы регги, гаражников из Дайте танк (!) из подмосковной Коломны. Тут гармошка и весь саунд полностью от того русского рока, который так и остался в 80-х.
18. Эталонный, в смысле шаблонности, петербургский рок в песне Насрать на моё лицо от Аричикаари. Тут и Ноль, и Аукцион, и Зимовье Зверей, переходящие в цыганщину.
19. Привычно утончённый петербургский алкоинтеллигент Билли Новик очень гармонично прохрипывает петролинию с песней Мимикрия.
20. Поп-гранжеры Аnimal ДжаZ имеет нелучшую репутацию, но вроде успешно исполнили Всё как у людей, по своей привычке переборщив с эмоциями.
21. Отечественная альтернативная звезда Louna мощно и профессионально зажгли с суперхитом Моя оборона, настоящий стадионный гимн.
22. Зоопарк от москвичей Роkaprët показался слишком переаранжированным. То есть, сам по себе такой стиль интересный, смесь из фанка, хардкора, гранжа качает, но эту песню пели во дворах на акустике. Название проекта имеет десяток вариантов, видимо, такая концепция.
23. Тверской Пионерлагерь Пыльная Радуга с Панком и рок-н-роллом продолжил тематику плохой стороны русского рока, причём и саунд характерный. Не хочется вешать тот самый единственно подходящий ярлык, но тут он был бы как точная иллюстрация.щ
24. Минская Петля Пристрастия с абсолютным панковским гимном И снова темно разогнала лишние навороты от других соседей, звуча аутентично и очень честно, хотя переслушать не появится желание.
25. Хабаровский рэпер Слава КПСС спел и прочитал Вселенскую большую любовь. Вышло дурацки и нелепо, так как-то в стиле убогих 80-х, типа СГ и пр. ерунды. И, надо сказать, что Егор бы никогда не был бы в вашем движении...
26. Угар от Ленинграда давно уже банален и мат в Винтовке - это праздник даже уже и не вульгарен, хотя мадам старается изо всех сил. Перемотать лучше, наверное. Дебильное ча-ча-ча.
27. Noize MC необычно читает Всё как у людей с оригинальным сэмплом припева, и со своим текстом. Возвращает в современный мир и закольцовывает льдом под ногами майора. Этот трек отдельная тема, и конечно на голову выше всех остальных песен своей злободневностью. Но песни Егора тем и особенны, что подходят под разные обстоятельства, и для разных людей, и, как видно на этом сборнике - для разных времён.