Найти тему
Дневник оптимиста

Автомобили СССР. ГАЗ-21 – легендарная «Волга».

Оглавление
Один из прототипов ГАЗ М-21. Иллюстрацию любезно разрешил использовать Игорь Погодин.https://auto.vercity.ru/gallery/automobiles/gaz/1954/gaz_m21_volga_predserijnyj/image_1300187
Один из прототипов ГАЗ М-21. Иллюстрацию любезно разрешил использовать Игорь Погодин.https://auto.vercity.ru/gallery/automobiles/gaz/1954/gaz_m21_volga_predserijnyj/image_1300187

Здравствуйте, уважаемый читатель (уважаемая читательница) канала «Дневник оптимиста»!

Легковой автомобиль «Волга» 21-й серии относился к среднему классу и явился вторым крупносерийным автомобилем в послевоенные годы после «Победы». Краткий обзор создания, особенностей конструкции, технических возможностей и области применения автомобиля предлагается в этой публикации.

Прототип ГАЗ-М21 1954 года. Иллюстрацию любезно разрешил использовать Игорь Погодин. Адрес на сайте: https://auto.vercity.ru/gallery/automobiles/gaz/1954/gaz_m21_volga_predserijnyj/image_1300187
Прототип ГАЗ-М21 1954 года. Иллюстрацию любезно разрешил использовать Игорь Погодин. Адрес на сайте: https://auto.vercity.ru/gallery/automobiles/gaz/1954/gaz_m21_volga_predserijnyj/image_1300187

Проектирование.

Проектируемый автомобиль получил заводской индекс М-21. К созданию его макетных образцов в 52-м году приступили два дизайнера (тогда назывались художник-конструктор). Проект «Звезда» был поручен Джону Вильяму, Льву Еремееву – «Волга». Гипсовые макеты завершили в 53-м году. В этом же году был назначен ведущий конструктор автомобиля, им стал А.М. Невзоров. Координировал работы Н.И. Борисов, который был главным конструктором ГАЗа. К дальнейшему проектированию был принят проект «Волга». Он явился конструктивным преемником «Победы» и «ЗИМа», узлы которых были освоены в производстве.

Проектирование и испытания выполнялись тщательно, но, по меркам мирового автопрома, очень медленно. Конструкторская школа Горьковского автозавода сформировалась под влиянием американских идей, поэтому проектирование отечественных автомобилей осуществлялось с учётом достижений заокеанских автомобилестроителей. В США производство автомобилей в разы превышало отечественное. Смена моделей происходила почти ежегодно. На этом фоне «Волга», соответствующая мировому уровню при проектировании, к началу производства перешла в разряд примелькавшихся моделей.

ГАЗ-М-21 "первого выпуска" имел внешнее отличие - решётку радиатора со звездой в центре. Иллюстрацию любезно разрешил использовать автор Дмитрий Куршев. Адрес на сайте: http://models-online.ru/product_info.php?products_id=11747
ГАЗ-М-21 "первого выпуска" имел внешнее отличие - решётку радиатора со звездой в центре. Иллюстрацию любезно разрешил использовать автор Дмитрий Куршев. Адрес на сайте: http://models-online.ru/product_info.php?products_id=11747

Первый выпуск.

По результатам испытаний «Волга», по сравнению с предшественниками, была охарактеризована, как экономичный, динамичный и комфортабельный автомобиль. К производству прототипов приступили в 56-м году. Они имели различную комплектацию, оформление кузова и характеристики и служили макетами для отработки серийного образца. В это время автомобиль комплектовался двигателем ГАЗ-21Б, который был модернизированным мотором «Победы» и производился на ГАЗе до конца 57-го года.

Прототип 1954 года с решёткой радиатора "акулья пасть", к которой вернулись во "втором выпуске" ГАЗ-М21 "Волга". Иллюстрацию любезно разрешил использовать Игорь Погодин. Адрес на сайте: https://auto.vercity.ru/gallery/automobiles/gaz/1954/gaz_m21_volga_predserijnyj/image_1300187
Прототип 1954 года с решёткой радиатора "акулья пасть", к которой вернулись во "втором выпуске" ГАЗ-М21 "Волга". Иллюстрацию любезно разрешил использовать Игорь Погодин. Адрес на сайте: https://auto.vercity.ru/gallery/automobiles/gaz/1954/gaz_m21_volga_predserijnyj/image_1300187

Второй выпуск.

В начале 58-го года в Заволжье был освоен «алюминиевый» двигатель большего объёма и мощности, модель ЗМЗ-21. В этом году была проведена модернизация кузова, изменившая панель приборов, форму передних крыльев, решётку радиатора типа «акулья пасть», светотехнические приборы и другие малозаметные элементы конструкции. Следующий 58-й год назвали началом «второго выпуска» автомобиля.

Прототип 1954 года с решёткой радиатора "китовый ус", котоую прибрёл автомобиль в "третьем выпуске". Иллюстрацию любезно разрешил использовать Игорь Погодин. Адрес на сайте: https://auto.vercity.ru/gallery/automobiles/gaz/1954/gaz_m21_volga_predserijnyj/image_1300187
Прототип 1954 года с решёткой радиатора "китовый ус", котоую прибрёл автомобиль в "третьем выпуске". Иллюстрацию любезно разрешил использовать Игорь Погодин. Адрес на сайте: https://auto.vercity.ru/gallery/automobiles/gaz/1954/gaz_m21_volga_predserijnyj/image_1300187

Третий выпуск.

Некоторые узлы и системы автомобиля были модернизированы в 60-м году. В частности, на корпус был выведен минус аккумуляторной батареи. Ещё раз была изменена внешность «Волги» через два года. Она получила решётку радиатора, названную «китовый ус». В облике автомобиля появилась лёгкость и стремительность. Была модернизирована подвеска и двигатель, изменены технологии штамповки, сварки и окраски. Это время считается началом «третьего выпуска» автомобиля, который стал последним и был прекращён в середине 70-го года.

ГАЗ-22 "Волга"  с кузовом универсал относится к "третьему выпуску". Иллюстрацию любезно разрешил использовать автор Дмитрий Куршев. Адрес на сайте: http://models-online.ru/product_info.php?products_id=11350
ГАЗ-22 "Волга" с кузовом универсал относится к "третьему выпуску". Иллюстрацию любезно разрешил использовать автор Дмитрий Куршев. Адрес на сайте: http://models-online.ru/product_info.php?products_id=11350

Поставки за рубеж.

«Волга» понравилась зарубежным потребителям и стала массовым советским экспортируемым автомобилем. На экспорт автомобиль комплектовался двигателем ЗМЗ-21Е, обладавшим повышенной мощностью, и увеличенным ресурсом. При поставке в Бельгию автомобиль оснащали импортными дизельными двигателями.

За 14 лет выпуска на Горьковском автозаводе было произведено свыше 639 тысяч автомобилей «Волга» 21-й серии. Количество модификаций различного назначения превысило три десятка.

О требованиях к автомобилю и его конструктивных особенностях читайте в следующей публикации.

Если вам понравилась публикация, пожалуйста, нажимайте «палец вверх», пишите комментарии и подписывайтесь на канал – это позволит стать ему лучше.

Возможно, Вас заинтересуют другие публикации канала «Дневник оптимиста». Читайте здесь.

Спасибо за внимание!

Желаю Вам ясного ума и доброго здоровья на сто лет.

С уважением и благодарностью Олег Ейский.

Авто
5,66 млн интересуются