Уже скоро месяц, как мы с Белкой вернулись в родные пенаты после Большого Cредне-Азиатского путешествия, захватившего четыре союзные республики бывшего СССР, а ныне самостоятельные государства: Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Азербайджан. За это время мы исколесили вдоль и поперек Памир, пересекли четыре пустыни (некоторые дважды) и одно море. До итогового поста руки все не доходили, но сегодня, по случаю Дня джипера и исходя из самого распространенного вопроса читателей, друзей и знакомых постараюсь исправится, остановившись на финансовом аспекте путешествия.
Во сколько оно нам обошлось? Много это или мало? Однозначного ответа у меня до сих пор нет ибо надо знать контекст, местную специфику, учитывать неравномерность трат. Впрочем, смотрите сами.
Большое Средне-Азиатское путешествие заняло 128 дней. Стартовали мы с Белкой (Нива 21214) 13 апреля 2019 года из Перми и вернулись обратно 18 августа 2019 года. Жесткого регламента не было.
Программа минимум - познакомиться с крепостями Хорезма и программа максимум - объездить весь Памир в границах Горного Бадахшана, были успешно выполнены. Кроме того, сверх программы факультативно был зацеплен Мангышлак (Казахстан) и Азербайджан с субтропиками Ленкорани, нефтяным Апшероном и кавказским Дубаи - Баку. Была попытка замахнутся на Афганистан и визу бы я получил в Термезе на раз-два, но ее заблокировали российские консульства в Ташкенте и Мазари-Шарифе. В результате пришлось любоваться красотами Афганистана и общаться с местными жителями с безопасного, по меркам консульств, расстояния вытянутой руки. Нелегальный переход границы это не для нас с Белкой, я ведь ее не брошу ;-). Китай и Пакистан остались в памяти и на фото лишь ввиде вершин гор на дальнем плане, пока остались.
Укрупненно маршрут выглядел так: Пермь-Арал-Нукус-Хива-Бухара-Самарканд-Термез-Душанбе-Хорог-Мургаб-Душанбе-Самарканд-Бухара-Хива-Нукус-Арал-Каспий-Ленкорань-Баку-Махачкала-Тольятти-Пермь.
Условно его можно разбить на 6 частей:
1. Хорезм. Пермь-Хива. 13 апреля - 06 мая. Пробег 4143 км.
2. Узбекистан. Хива-Душанбе. 07 мая - 24 мая. Пробег 1817 км.
3. Памир в пределах Горного Бадахшана. 25 мая - 03 июля. Пробег 3926 км. Основное базирование на Хорог. Туда приходилось регулярно возвращаться за пополнением припасов и продлением документов на Белку.
4. Душанбе-Каспий. 04 июля - 26 июля. Пробег 4266 км. Этот июльский отрезок под названием "Приключения с Сары-Кыз" в средней части повторял мой маршрут апреля-мая в обратном направлении с той только разницей, что это было другое время года и наш экипаж пополнился на одного человека. Местные прозвали прозвали ее Сары-Кыз, что означает Желтая девушка, я же звал Белкой 2. На самом деле это была Алена aka @lisenka_laskovaya
5. Азербайджан. 27 июля - 08 августа. Пробег 1199 км. Паром Курык - Алят был у нас отдельным приключением, в пробег 500 км на нем не вошли.
6. Дагестан и возвращение домой. 09 августа - 18 августа. Пробег 3216 км.
Общий пробег составил 18567 км.
Наверное, со временем, я сделаю отдельную навигацию по репортажам каждой части. Фотографии в соцсетях уже упорядочены в соответствием с этим делением.
Расходы.
1. Легче всего считается бензин, т.к. я вел подробный учет.
Всего потрачено бензина 1640 литров (это более чем 8 бочек) на сумму 67199 руб. В месяц на бензин уходило 12-15 тыс. рублей. Средний расход на 100 км 8,8 л, что очень хорошо для Нивы. Средняя цена 41 рубль за литр. Диапазон цен на горючее от 27 до 65 руб. В Узбекистане с хорошим бензином проблемы. Иногда приходилось лить 80-ый вместо 95-го, причем один раз перед рейдом в пустыню мне пришлось покупать 80-ый в чайхане по доллару за литр. Больше взять было негде, а запас был нужен. Зная эти цифры можно примерно рассчитать сколько бензина и денег было потрачено на каждую часть маршрута. Однако, надо учитывать, что самый дешевый и качественный бензин был в Казахстане, а самый дорогой на Памире. Вообще в Узбекистане, Таджикистане и Азербайджане 95-ый бензин практически не производится, стоит он примерно на 10 рублей дороже чем в России, а в первых двух странах его еще и найти очень тяжело.
2. Трансфер Алены Пермь-Душанбе и Баку-Пермь + оформление загранпаспорта обошлись нам в 40452 руб.
3. Неприятно "порадовали" расходы на паром по факту прибытия в Азербайджан. Все услуги по перевезке меня и двух Белок вместе с услугами портов и транспортным налогом в Азербайджане обошлись в 39 297 руб. Состав расходов:
- перевозка машины - 300$
- два билета на людей - 160$
- услуги порта Курык - 26 $
- услуги порта Алят - 40$
- транспортный налог - 31$
Я планировал уложиться в 400 $, но не вышло.
4. Проживание.
Из 128 дней в гостиницах и на съемном жилье разного типа мы жили 80 дней. Остальное время ночлег в полевых условиях в машине или в палатке.
Из 80 дней ночлега в гостиницах 31 день мы жили бесплатно на общую сумму в 52050 руб. Сэкономленные деньги - заработанные деньги, но зимой придется отрабатывать. Оставшиеся 49 дней обошлись нам в 28588 рублей. 18 тысяч из этой суммы падает на Азербайджан (Баку) и четвертую часть путешествия. Ничего не поделаешь, в Азербайджане высокий сезон и усталость сказывалась.
5. Непредвиденные расходы на услуги азербайджанских гаишников обошлись мне 300 $. Как выясняется это был все-таки развод.
Остальные расходы составили по нисходящей: еда в т.ч. в общепите; запчасти, расходники и мелкий ремонт Белки (чуть более 17 тыс. Из них самое дорогое - приобретение афганских цепей противоскольжения за 5700 руб и замена задней полуоси в сборе 7 тыс.руб.); билеты в музеи, карты и путеводители; расходы по регистрации и оформлению разрешений (3300 руб.), связь (от 700 до 2000 руб. в месяц), одежда и инвентарь (около 25 тыс. руб.), представительские расходы, прочее.
Итого совокупный совместный бюджет на 1 человека на 128 дней и на второго человека с трансфером на 33 дня (161 человеко/дней) составил 380575 руб.
Много это или мало? Это смотря как считать, ибо расходы распределялись крайне неравномерно. Например, исходя из приведенных цифр стоимость человекодня высчитывается достаточно легко и она составляет 2364 рублей. Если убрать отсюда стоимость трансфера, парома и услуг ГАИ, то она упадет до 1747 руб. Если откинуть все прочие посчитанные расходы, то на еду, шашлыки, вино, развлечения, мороженое, билеты в музеи, прочий раскардаш остается 840 руб. на человека в сутки. Но это в среднем. Как я уже говорил, в Азербайджане, а особенно в Баку, расходы возросли в несколько раз, а это значит, что ранее они были в несколько раз меньше.
Так минимальные базовые необходимые расходы в первые 30 дней путешествия были зафиксированы мной на уровне 58 тыс. рублей в месяц. Во вторые 30 дней путешествия они выросли до 72 тыс. руб. Дальше только больше. Как я уже говорил, на это влияет крайне много факторов. Главный из них - степень урбанизации территории, в городах особо в палатке не поживешь да и расходы значительно больше чем в пустыне и горах. Второй фактор - непредвиденные крупные расходы. Третий - погода. Спать в палатке в снег и дождь или в 50 градусную жару как-то не очень хочется. Четвертый - сезонный рост цен в туристических центрах.
В любом случае, если подсчитать минимальные необходимые расходы на автопутешествие по Средней Азии не менее чем на 4 месяца (обычно люди едут на значительно более длительный срок и часть моих новых друзей еще долго будет находиться в пути), то в среднем на двоих в режиме эконом мы опять выходим на стандартные 120 тыс. руб. в месяц. На одного человека это будет в районе 70 тыс. руб. Как я уже отмечал, к этому надо добавить значительный резерв на случай непредвиденных обстоятельств. У меня он был благодаря друзьям, спонсорам и партнерам.
Тут самое время поблагодарить всех, кто помогал нам в этом нелегком путешествии, поддерживал нас организационно, технически и финансово.
Прежде всего это компания Братья Рим - лидер по производству полиграфической и сувенирной продукции, печатей и штампов в Пермской крае. Именно ей мы с Белкой обязаны прекрасными и прочными наклейкам, которые не смогли содрать даже шаловливые ручки хивинских ребятишек. Логотипы компании по бортам и на корме Белки создавали неповторимую ауру, их часто принимали за эмблему таджикской прокуратуры или считали что мы приехали из Рима, что тоже было не плохо.
Владельцы и менеджеры гостиниц, хозяева хостелов и хоумстеев, где мы останавливались, спасибо вам огромное за бесплатный приют, еду и радушную атмосферу. Мы вернулись, помним про вас и скоро начнем отдавать долги.
Друзья, партнеры и просто читатели моего блога. Именно вы собрали необходимый мне резерв в 15908 рублей который у меня так бездарно изъяли азербайджанские стражи порядка. Простите меня. Хотя, можно думать, что именно эти деньги позволили мне решиться на переправу через Каспийское море и посещение субтропиков Ленкорани. На Афганистан, Грузию и Каир мы, к сожалению, так и не собрали.
Дорогой Дзен, ты помог мне заработать 16500 рублей за время поездки. В основном до начала июня. Потом ты умер, ибо я перестал кормить тебя. Но я надеюсь, что это не навсегда. Может быть мои читатели ЖЖ и других блогов помогут мне вдохнуть в тебя новую жизнь, подписываясь на мой канал, переходя по ссылкам туда и активно оставляя комментарии к постам здесь.
Еще подборку флаер-фото с путешествия можно посмотреть здесь.
Предложения от спонсоров и рекламодателей на следующее путешествие принимаются: starcom68@yandex.ru
Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал в Дзен