В этот раз будет несколько «впервые» − я впервые поддержал монетой музыканта на краудфандинговой платформе и я впервые пишу рецензию на альбом, причем недавно вышедший. Ссылку на него я получил одним из первых, так что − свежие впечатления.
Любовь моя к творчеству Дмитрия Александровича Ревякина и группы Калинов Мост − давняя и глубокая. В позапрошлом году я был на концерте в честь 20-летия выхода мостовского альбома «Оружие» и понял, что знаю почти все старые песни группы наизусть. Но к стыду своему не вслушивался ни в самые последние альбомы КМ, ни в последние сольники Ревякина. Хотя все это время я поглядывал за Дмитрием Александровичем с любопытством. И, судя по свежим интервью и концерту, на котором я был, он в отличной форме, внешне и душевно помолодел лет на 10.
Поправка: уже после написания рецензии я послушал прошлогоднюю «Даурию» Калинова Моста, и она прекрасна! Мой обзор альбома здесь.
О музыке и текстах альбома
В своих сольных альбомах ДАР более резок, выбирает более острые и лично трогающие его темы, которые в формате группы, как объединения разных личностей, видимо, выразить сложнее.
Я ждал, когда в сети появятся тексты песен, чтобы подробно разобрать их, ибо Ревякин − один из немногих современных русских музыкантов, чьи тексты хочется рассматривать как самостоятельное произведение искусства. Что касается лирики − ДАР, как всегда, на высоте, некоторые строчки хочется прям смаковать. Смыслы традиционно глубоки и многогранны: отношения, вечная битва на Калиновом мосту, эсхатология, поиски родной души, любовь к родной земле и людям, ее населяющим.
Музыка здесь здорово отличается от калиновомостовской. Здесь нет уже таких характерных для КМ клавиш и аккордеона Анаксагора, нет народных инструментов, нет подпевок. Чувствуется «свой» стиль гитары Александра Бадажкова − как мне кажется, выросший по влиянием гитарной музыки 90-х. Более резкий, хардовый, местами панково-гранжевый. Музыка отличается от песни к песне, в целом создалось интересное сочетание узнаваемого ревякинского мелодизма и экспериментальной для него аранжировки. В контексте всего творчества Ревякина и КМ альбом звучит смело и неожиданно.
О выпуске альбома
Калинов мост уже не первый раз собирает деньги по миру на свои альбомы. Так было двумя последними альбомами группы «Даурия» и «Сезон овец», и с предыдущим сольником Ревякина «Змееборец». Кампания по сбору средств запустилась на Planeta.ru в июне 2019-го, а уже в сентябре нужные 0,5 миллиона рублей были собраны. В качестве вознаграждений за поддержку проекта были CD, книги стихов Ревякина и наборы струн. Я выбрал лот с электронной версией альбома и книгой с автографом.
В электронной версии альбом вышел в сентябре 2019 года. Полноправным соавтором альбома стал Александр Бадажков − гитарист, игравший с Земфирой, Владимиром Пресняковым, Григорием Лепсом. Звукорежиссером выступил Вячеслав «Хоттабыч» Мотылев, бессменный гитарист и аранжировщик группы «Маша и Медведи». Он же трудился над «Даурией».
Ревякин об альбоме:
«Года два назад мы с гитаристом Александром Бадажковым выпустили экспериментальную пластинку — мой сольный альбом «Змееборец». И вот за это время у меня собрался цикл песен, и мы решили опять обратится к нашему совместному творчеству.
«Снег-печенег» получился более песенным. В нем нет таких экспериментов, как декламация или жесткая музыка. Это гитарная работа, надеюсь, что она всем очень понравится».
1. Топи зеркал
Самая лиричная песня альбома.
Обращение к невесомой душе, которая может пойти-поплыть как в одну, так и в другую сторону, но есть некий компас, который помогает в пути: «сердцем сверяй неприязнь». Это слова и к себе молодому, и к сегодняшним молодым, и к вечно молодой душе любого человека.
Интересно, что именно этой легкой композицией начинается в целом тяжелый и резкий в плане музыки и текстов альбом. Чем-то песня перекликнулась для меня с мостовским хитом 90-х «Улетай».
По музыке − все спокойно, в основном гитары с легкими ударными, в конце что-то похожее на метроном, может быть, стук сердца. Голос Ревякина на первом плане − это главное. Лирика традиционная для современного ДАРа: «високосный огонь воскресений», «икота лишений» − всё, как мы любим))))
2. Апокрифы
По музыке и посылу эта довольно жесткая пьеса мне напомнила «Алису» Кинчева, с которым Ревякина связывает давняя дружба. Да, идея борьбы с темными силами, которая раскрывается в «Апокрифах», звучит примерно в каждой третьей песне сегодняшнего ДАРа. С каждой такой песней мы, непосвященные, открываем разные грани этих сил зла в ревякинской мифологии, и собирается более полная картинка.
В песне есть сильные строчки. Раньше часто в подобных треках Ревякина надежды не было, но теперь она есть, как есть и методология борьбы: «Докучливые мысли пропесочь, / С корнями рви сорняк самозабвенно − / Здесь на безрыбье детская душа / До крох важна».
3. Пёс
Вот эта песня, имхо, будет посильнее саркастического «Вечернего м...звона» БГ. Ревякин следит за происходящим и дает свою едкую и суровую оценку лизоблюдной братии: «Продай потроха, верный пес режима, шлифуй, тренируй преданный оскал».
По музыке − интересная смесь грязноватого гранжа и народной песни.
4. Снег-печенег
Сильнейшая пьеса альбома. Здесь становится понятно, почему голос Ревякина − один из самых мощных и уж точно − самый самобытный в нашем роке. А «страдающая» между строк гитара отлично его подчеркивает.
Это блюз об отношениях, в которых никогда не понятно, где найдешь, где потеряешь. За рифму «снег-печенег» − отдельное спасибо.
5. Анархо beat
Практически танцевальная песня, натуральный анархистский бит а ля the Doors. Удивительное сочетание! А слушать, как Ревякин рвет глотку за «батьку нашего Махно» − это какое-то непередаваемое удовольствие.
6. Плиты и 7. Ангел
Картины гибнущего мира, Апокалипсис и Кали-Юга в одном флаконе. Если посмотреть на даты написания текстов − май 2014 года, Майдан, Одесса. Другого и не могло тогда быть написано.
8. Поискать
Шикарная пьеса, в которой Ревякин роднится с БГ, выходя в надмирное пространство, где есть дружба, сила и свет.
«Их негромкий заоблачный пульс,
В стороне от делянок мейнстрима,
Резус-фактор - ни минус, ни плюс -
Бесконечность колец.
В перекрёстках запретных путей,
В злоключениях Третьего Рима
Обещают тоску лебедей
Несусветным облечь»
Красота же!
9. Держать удар
А это самый удивительный трек альбома, украшенный синтовым проигрышем в стиле 1980-х. Все таки Ревякин обладает фантастическим даром в свои 50 с лишним оставаться душой молодым и писать такие песни, что кровь танцует. Жаль, большинство современных молодых их никогда не услышат... Но кто ищет, тот найдет.
Забавно, что песня изначально была романсом. Как рассказывает сам Ревякин, когда он вышел из тяжелый периода, воспрял к жизни, и «исчезла эсхатологическая насупленность на лице», он ее «промажорил».
10. Рецепторы
Мажорный марш про столичные реалии, сменяющийся ближневосточными мотивами, которых в творчестве Ревякина особенно и не услышишь. Узнал из песни новое слово − варнак − ссыльный, каторжанин. «Но не услышит проповедь отъявленный варнак: I`m sorry, без меня пройдут реформы». Это, видимо, Дмитрий Александрович про себя. Текст аж 2012 года.
11. Лыжи да салазки (Antifemina)
Бодрая песенка на казачий мотив, но с бразильскими бонгами) По датировке текста − самая поздняя на альбоме, 2016 года. Видимо, написана по горячим следам того, как сам Ревякин отбивался от поклонницы и, насколько мне известно, таки сдался.
Вы тоже слышите «пасхалку» к песне «Родная» перед первым припевом? :)
12. Жги, сибиряк!
Мощный завершающий номер, в котором Ревякин, пройдя большой путь, вернулся к простоте свой хипповской «Сансары», но уже на совершенно новом уровне − обнимая целую страну и взмахом волшебной палочки превращая ее в любимую Сибирь. Я не сибиряк, но я не против) Команда принята, будем жечь, дорогой Дмитрий Александрович!
PS
Видеомомент из студии на записи альбома
PPS. А еще у меня в коллекции теперь есть книга стихов ДАРа «Алмазная скоба» с автографом автора!
Ваш музсадовник
Александръ
Если вам понравился материал, подпишитесь, пожалуйста, на наш канал!