Стенли Кубрик - один из самых знаменитых и влиятельных кинематографистов ХХ столетия. Его фильмы поражают глубиной мысли и большим техническим мастерством. Наверное каждый любитель кино хоть рас слышал о Кубрике, ну а в этой статье мы разберем один из его фильмов "Заводной апельсин", который вышел в свет в 1971 году. Фильм заявлялся как драма, черная комедия и научная фантастика. Как Кубрику удалось совместить это в своем фильме? давайте узнаем.
Внимание! В данной статье присутствуют спойлеры!
Действия фильма начинается в Лондоне. Алекс Де Лардж , роль которого исполнил актер Малкольм Макдауэлл , вместе со своей бандой посещают бар "Корова". В данном баре они пьют коктейль "молоко плюс", который побуждает Алекса вместе со своей бандой совершать акты "ультра насилие".
После бара, Алекс вместе со своей бандой выбираются на улицу, где они ввязываются во множество драк. Затем они на своем автомобиле «Дюранго», на бешенной скорости проносятся по окрестностям города и вламываются в загородный дом писателя Александра, где сильно избивают последнего.
После такой прогулки, банда снова возвращается в бар, где в это время играет Девятая симфония Бетховена, от которой Алекс впадает в экстаз. Однако сообщнику Алекса - Дима данная музыка не пришлась по нраву, и он пожелал переключит ее. Однако Алекс резко пресек действия Дима, ударив последнего.
После данного инцидента, сообщники Алекса дают ему понять, что он не лиде их группы. Однако Алексу не нравится такой расклад, и чтобы доказать свое лидерство, он избивает своих сообщников.
Следующий кадр - Алекс , вместе со своими сообщниками едут на новую "вылазку". На их пути встретился дом богатой кошатницы, в которой они решили залезть. В результате всех действий, Алекс, нечаянно убивает даму, а когда к дому приезжает полиция, сообщники оставляют его на месте преступления. В результате Алекс по обвинению в убийстве, попадает в тюрьму.
В тюрьме Алекс якобы становится на путь исправления, однако делает он это для того, чтобы выйти условно - досрочно. И вот, в один из дней, в тюрьму, где Алекс отбывает наказание, приезжает министр внутренних дел, который отбирает его для проведения опытов «техника Людовика». Чтобы достичь своей цели и досрочно выйти на свободу, Алекс соглашается на участие в исправительной терапии.
В результате опытов, Алекс совершенно не способен к проявлению агрессии. А при малейшем намеке на агрессию, даже мысль о ней, у Алекса появляется приступ отвращения и тошноты. Как побочный эффект, Алекс испытывает отвращение к своему самому любимому произведению, а именно Девятой симфонии Бетховена, которая включалась в ходе эксперимента. В результате успешного эксперимента Алекс условно-досрочно освобождается из тюрьмы. Возвращаясь домой, Алекс узнает, что его комната занята квартирантом. Родители, появлению Алекса не рады, поэтому ему приходится покинуть квартиру.
На улице Алекс встречается с бездомными, которых ранее он избивал вместе со своей бандой. Узнав Алекса, а также тот факт, что он не может дать отпор, бездомные избивают его. После встречи с бездомными, Алексу встречаются его старые приятели Джорджи и Дим, которые работают в полиции. Однако его старые товарищи не так дружелюбны, они вывозят Алекса за город, где избивают его.
Избитый Алекс пытается найти помощь, и случайно натыкается на дом писателя Александра, которого он ранее жестоко избил. Александр притворяется, что не помнит Алекса, и предлагает ему по ужинать и выпить вино. За ужином Алекс рассказывает, что над ним "злые люди" проводили опыты, и теперь он не может переносить Девятую симфонию Бетховена. Однако в вине было снотворное, и от него Алекс "отрубается".
Алекс очнулся в комнате писателя Александра, дверь комнаты была закрыта, а за ней во всю играла Девятая симфония Бетховена, которая начала сводить его с ума. В результате чего Алекс, не перенося эту песню, выпрыгивает из окна комнаты.
Далее нас переносят в больницу, где Алекс пришел в сознание. Вся общественность и СМИ начали обвинять правительство, что они довели Алекса до такого поступка. В итоге правительство старается загладить вину перед Алексом и возращают ему былые инстинкты. Фильм завершается фразой Алекса: «Я и впрямь излечился…»
Немного о фильме
Хотелось бы отметить, что фильм вышел в свет 1971 году, когда были немного другие понятия о цензуре и то, что можно показывать на большом экране. Фильм переполнен насилием, и эротическими сценами. То, что я привел выше - это довольно мягкое повествование того, что на самом деле происходит в фильме. Это от части связано с тем, что Кубрик считал - в будущем эротика станет популярным видом искусства, и люди будут покупать порнографические изображения наравне с картинами африканских диких животных. Фильм критики восприняли неоднозначно - одни хвалили фильм, называя его «блестящей и опасной работой», другие жестко критиковали. В фильме довольно много сцен неоправданного насилия и эротики.
- Скрытый смысл
Бесспорно, данный фильм не просто волнистая сюжетная линия, а история, в которой имеется скрытый смысл. Как мне кажется, если брать более широко, то между строк можно прочитать фразу: "насилие порождает насилие". Действительно, в начале фильма Алекс был невероятно жестоким и агрессивным человеком, однако после прохождения лечения он был не способен проявлять какую либо агрессию. Окружающие его люди знали, что Алекс не способен проявлять какую либо агрессию, однако встретив его, они не забыли старые обиды, и жестоко обходились с ним. В результате чего, Алекс угодил в больницу, где вернулся к своему первоначальному состоянию. Если капнуть еще глубже, то можно сопоставить фильм с реальной жизнью - а точнее с заключенными, которые совершив проступок попадают в тюрьму. После отбытия срока, они возвращаются в общество, которое их отвергает и вынуждает их вновь совершать преступления. Также при пристальном внимании, можно увидеть общий посыл фильма - "Бороться не со следствием, а с причиной проблемы".
- Отсылки в фильме
Несмотря на достаточно большое количество пошлости, в фильме есть место отсылкам. Например в одной из сцене, когда израненный Алекс приходит к писателю Александру, можно увидеть сцену, где Джулиан (помощник Александра) держит на руках избитого Алекса. Данная сцена без условно является аллюзией на «Пьету» Микеланджело.
- В защиту фильма
Стоит отметить, что несмотря на шквал критики, а также сцен насилия в фильме, "Заводной Апельсин" является неплой картиной. Стенли Кубрик в данном фильме использовал все свое техническое мастерство, чтобы показать хорошие кадры. Получилось ли у него это? По моему мнению да - кадры динамичные, и не раздражают глаз. Цветокор, а также общие тона фильма проработаны идеально, и сменяют друг друга, в зависимости от сюжета. Также стоит отметить великолепную игру Малкольма Макдауэлла, который исполнил роль Алекса. Его игра заставляет поверить тебя в происходящее - отвращение Алекса, его боль, чувствуется, и на секунду заставляет задуматься в реальность происходящего.
- Интересные факты
- Фильм "Заводной апельсин" четыре раза номинировался на премию "Оскар", но ни одной статуэтки ему так и не удалось взять.
- Вскоре после премьеры данного фильма, Кубрику стали приходить письма с угрозами.
- В 1973 году режисер Стенли Кубрик дал указание Warner Brothers изъять фильм из британского проката. О своем решении он официально не объявил.
- Несмотря на все скандалы и запреты, разразившиеся после премьеры, фильм "Заводной Апельсин" стал самым прибыльным проектом студии Warner.
- Итог
Данный фильм оценят любители старого кина, а также те, кто так или иначе знаком с работами Стенли Кубрика. Если вы просто хотите "картинку" и не понимаете кино, то это фильм определенно не для вас и вы просто потеряете свое время. Но все же, если вы решитесь посмотреть этот фильм, то не забываете, что он был снят в 1973 году, когда стандарты цензуры были гораздо ниже, и приготовьтесь наблюдать частые сцены бессмысленного насилия и эротических сцен.