Найти в Дзене
Живое обучение

Желательные трудности

Обучение само по себе занятие менее приятное, чем практически любой из способов провести вечер, выходные или перерыв на работе: для обучения нужно себя заставлять, нужно выделить время, а значит - нужно себя чего-то лишить. Но это полбеды. Методисты должны сами, осознанно, своими руками сделать обучение сложным. Мы не учимся, когда читаем, не учимся, когда перечитываем, не учимся, когда выделяем маркерами главные моменты или когда они выделены для нас опытными методистами и разработчиками. Мы учимся только в одном случае: когда забываем и потом с трудом, раз за разом - и каждый раз мучительно - извлекаем нужные знания из своей памяти. Получается удивительная вещь: чем проще информация воспринимается, тем легче она покидает нас навсегда. Чем больше мы стараемся уложить теорию в схемы и блоки, чем больше приемов визуализации используем, тем хуже результат обучения можно ожидать в долгосрочной перспективе. Что же делать? Не визуализировать? Не структурировать? Разве это все напрасные усил

Обучение само по себе занятие менее приятное, чем практически любой из способов провести вечер, выходные или перерыв на работе: для обучения нужно себя заставлять, нужно выделить время, а значит - нужно себя чего-то лишить.

Но это полбеды. Методисты должны сами, осознанно, своими руками сделать обучение сложным.

Мы не учимся, когда читаем, не учимся, когда перечитываем, не учимся, когда выделяем маркерами главные моменты или когда они выделены для нас опытными методистами и разработчиками.

Мы учимся только в одном случае: когда забываем и потом с трудом, раз за разом - и каждый раз мучительно - извлекаем нужные знания из своей памяти.

Получается удивительная вещь: чем проще информация воспринимается, тем легче она покидает нас навсегда.

Чем больше мы стараемся уложить теорию в схемы и блоки, чем больше приемов визуализации используем, тем хуже результат обучения можно ожидать в долгосрочной перспективе.

Что же делать? Не визуализировать? Не структурировать? Разве это все напрасные усилия?

Нет, не напрасные.

Но вместе с упрощением восприятия нужно проектировать желательные трудности.

Это не значит, что нужно намеренно создавать препятствия для того, чтобы курс найти, открыть, загрузить. Это не значит, что нужно делать таинственную или неработающую навигацию, это не значит, что нужно скрывать логику курса или вовсе ее не иметь. Это не те трудности, которые надо проектировать, они и сами произвольно появляются, и лучше от них избавляться.

А что проектировать нужно?

  • Провалы, ошибки, ощущение у слушателя, что он застрял, ощущение, что совсем ничего не понимает и не может понять.
  • Ощущение прорыва, ощущение, что наконец - что-то получилось. «Прошел обучение не с первого раза, но оно того стоило» – лучшая форма признания вашей работы от того, кто изучает курс.
  • Задания на извлечение: ответить на контрольные вопросы, составить небольшой пересказ изученного, попробовать рассказать прочитанное кому-то еще, применить на реальных кейсах. И все это должно быть отложенным по времени, чтобы создать как раз это не самое приятное чувство - мучительного вспоминания. Чем ближе задания к обучению, тем меньше в них смысла.

Слушатель в идеальном случае должен курс легко находить, загружать, открывать, проходить. Он должен легко считывать логику и содержание. Должно быть легко сохранять результат, должны быть простыми и понятными структура и навигация. Но учиться должно быть сложно, больно и да - неприятно.