Найти тему

Теория привязанности и отношения, которые повторяются.

Привязанность — это психологическая модель поведения, которая описывает динамику отношений. Краткосрочных и долгосрочных. Имеет свои корни в прошлом опыте в детстве. Определяет возможность человека связываться с разными людьми и имеет разные виды.

 Это одна из граней отношений, которая определяет как люди реагируют на боль в них или при разлуке с любимым.

 Привязанность к значимому взрослому в детстве — это то, что будет влиять на способность человека развивать базовое доверие к себе, миру и важным людям.

 Английский психиатр и психоаналитик Джон Боулби первый, кто обнаружил в своих исследованиях важность для ребенка привязанности к взрослому, что дает возможность ему выжить и адаптироваться к миру. Разные факторы влияют на формирование различных паттернов привязанности. 

 Благодаря эксперименту психолога Мэри Эйнсворт — «Незнакомая ситуация», ей удалось выделить 4 основных способа привязанностей. 

  1. Безопасная (надежная) привязанность — это дети, которые могут положиться на значимых взрослых с уверенностью, что их потребности в близости, эмоциональной поддержке и защите будут удовлетворены.

У взрослых с таким типом привязанности большое количество различных безопасных отношений. Это люди, которые имеют все шансы строить близкие отношения. У них есть страхи, опасения, стыд и чувства, но степень доверия к миру достаточно высокий, поэтому они могут преодолевать это. Они уверенны в себе, в собственных отношениях и партнерах, готовы проверять страхи и сохраняют способность к переменам. Они чувствуют себя комфортно в близости, но остаются при этом независимыми.

 В эксперименте — это дети, которые замечают когда мама уходит, могут плакать, но отпускают и готовы вступать в отношения с миром, взаимодействовать с другими взрослыми. Когда мама возвращается — рады видеть. Другими словами, позволяют маме уходить, принимают, когда возвращается и повторно с ней связываются. Это самый основной и здоровый способ привязанности.

2.  Избегающая привязанность (тревожно-избегающая) — сформировалась в ответ на дистантность, холодность или отвержение матери. 

 Такие люди давольно недоверчивы в отношениях. Могут говорить откровенно о себе и воспринимаются как открытые, контактные личности, но ощущение рядом с ними недосвязи. Прикосновения до конца невозможны. Если приближаться, они будут отдаляться. Не очень связываются с людьми. Это независимые, самодостаточные люди, которые могут сами со всем справляться и не нуждаются в близких отношениях.

Опыт в отношениях — лучше было бы в них не находится. Это дети, которые поняли, что потребность в близости приводит к разочарованию и стараются избегать ее. 

Дети принимают такие решения, когда родители хотят поглотить их, слишком опекают — хочется убежать. Или наоборот, когда совсем не было отклика или реакции на их потребности, там сформировалась апатия к отношениям. Ребенок что-то просит в отношениях, а родители заняты другим. Дальше он не вступает в близкие отношениях, предпочитает не сливаться. 

В эксперименте у таких детей нет уверенности, что заботящийся человек включенный и доступный. Почти не плачут когда мама уходит. Сами по себе играют. Когда мама приходит, они замечают, но продолжают играть. У таких детей нет движения к отношениям. 

-2

3.  Амбивалентный вид привязанности (тревожно-устойчивый) — очень нуждаются в привязанности и связанности с другими. Формируется, когда ребенок не уверен, что мать будет рядом, когда она понадобиться. Не чувствует себя спокойно и в безопасности рядом с ней.

Такие люди могут очень стремительно приближаться и так же стремительно отдаляться. Нет середины. Испытывают и проверяют отношения на прочность. 

Это пограничные люди — очень нуждаются в связанности, но так же сильно отталкивают, чтобы ты возвращался. Они провоцируют, подталкивая на прекращение отношений. Такие люди вырастают очень неуверенными в себе и в своих отношениях с другими людьми. Всегда ищут подтверждения взаимности, становясь чрезмерно зависимыми. Проявляют высокий уровень недовольства собой и партнером. Могут быть эмоционально экспрессивны, беспокойны и импульсивны в отношениях. Имеется страх быть поглощенными и отверженными одновременно.

В эксперименте: когда мама уходит, такие дети плачут и очень тяжело переносят разлуку. У них слабый или отсутсвующий интерес к игре, не стремятся никуда, потому что не чувствуют себя в безопасности. Если их кто-то берет на ручки, начинают бить того кто взял. Когда мама возвращается — они рады, что вернулась, но не принимают ее и не прощают, злятся. К игре не могут вернутся. 

4.  Дезорганизующая привязанность — самый сложный тип привязанности, который связан с серьезными психологическими травмами. Такие люди на психотическом уровне организации строят отношения. Это люди, которые в детстве испытали много насилия.

Которые наперед знали, как им подстроиться под взрослого. Если папа прийдет пьяный, они уже знают, что будет дальше и заранее совершают какие-то действия. Это дети, которые научаются выживать и живут инстинктами. Очень чувствительны. Они знают любую вашу реакцию, что умолчали и имели ввиду. Они не могут выдержать контакта, потому что очень его чувствуют. 

В эксперименте, когда мама покидает, они всегда непредсказуемо откликаются на исчезновение. Могут выгибаться, биться об пол, замирать. Один и тот же ребенок, который ведет себя каждый раз непредсказуемо. Рептильный мозг говорит — БЕГИ ОТ. Лимбический — беги к маме и эти два желания всегда разрывны.
-3

   Вид привязанности формируется с рождения до 5 лет. Особенно уязвим в паттернах до 3 лет. Способ связанности отображается и запоминается в теле и дальше опыт воспроизводится на телесном уровне и повторяется каждый раз в отношениях.

 Несмотря на устойчивые, сформированные модели взаимоотношений, трансформировать привязанность можно, если меняются условия, среда, опыт вокруг и внутри. Это можно делать так же с помощью долгосрочной терапии. Где есть возможность научиться выстраивать длительные отношения и здоровую привязанность. 

Ребенок отличается от взрослого тем, что он не может выбирать и ему необходимо выжить. А взрослый может выбирать, менять свою среду существования, людей вокруг, трансформироваться внутри.

Невозможность выбора — это детское поведение, стабилизация на одном состоянии с авторитетным взрослым и соответственно привязанностью.

Автор статьи: Нечаева Юлия.