Часть 20. Как сражался старый корабль в 1941 году
Несмотря на то, что вышедшие из строя котлы навсегда лишили крейсер "Аврора" возможности самостоятельно передвигаться, жизнь на корабле продолжалась. Отныне старый крейсер каждое лето буксирами выводили на рейд Кронштадта, чтобы он мог служить несамоходной учебной базой для курсантов военно-морских училищ. Первокурсники здесь изучали устройство корабля и его механизмов, старшие курсы – отрабатывали стрельбу по щитам. На зиму «Аврора» возвращалась в Ленинград к набережной лейтенанта Шмидта или в Ораниенбаум
Зимой 1935—1936 гг. с "Авроры" сняли ставшие ненужными котлы из среднего котельного отделения. Якорные устройства привели к современному виду: отныне якоря убирались прямо в клюзы.
Тут-то в истории "Авроры" и могла быть поставлена окончательная точка. Дело в том, что с зимы 1936-37 гг. ее начали использовать в качестве буксируемой базы подводных лодок, а это для боевого корабля уже последний шаг перед утилизацией. Всем было понятно, что год-другой, и крейсер отправится под автоген: 16 мая 1941 г. адмирал Н.Г. Кузнецов даже подписал приказ о присвоении наименования «Аврора» одному из новых крейсеров, постройку которого планировалось начать в том же году. Это автоматически означало исключение старого крейсера из списков флота. Ветераны писали письма с требованием сохранить корабль "для истории", но жизнь распорядилась иначе.
22 июня 1941 года крейсер «Аврора» встретил в Ораниенбауме с курсантами 1-го курса Высшего военно-морского училища им. М.В.Фрунзе. Курсантов сразу же перевели на берег. Поскольку артиллерия корабля (10*130-мм орудий, причем одна пушка – ютовая – по некоторым сведениям, была новейшей системы Б-13; 2*76,2-мм 55-калиберные универсалки 34-К, 2 76,2-мм зенитки Лендера и 3*45-мм пушки) была в исправности, корабль включили в систему противовоздушной обороны Кронштадта.
В июне 1941 экипаж крейсера насчитывал 260 человек, но практически сразу начал редеть. Моряки уходили на действующие корабли и на сухопутный фронт. Снималось с крейсера и вооружение. Уже 7 июля 35 зенитчиков "Авроры" при 5 орудиях (3*76,2-мм и 2*45-мм) отправились на Чудскую военную флотилию.
8 июля по приказу командующего Морской обороной Ленинграда и озерного района (МОЛиОР) контр-адмирала Самойлова началось формирование отдельного артиллерийского дивизиона специального назначения, состоящего из двух батарей. Батарея «А» — «Аврора» (девять 130-мм орудий, снятых с крейсера «Аврора») и батарея «Б» — «Большевик» (десять 130-мм орудий разных систем). Орудия "Батареи А" установили к югу от города, от поселка Дудергоф до деревни Полгала на Киевском шоссе фронтом на юг – юго-запад. В секторе стрельбы находились все пункты от Гатчинского шоссе до Киевского. Боевой расчет каждого орудия состоял из 15—17 человек во главе с командиром. Решением командования «основной задачей батареи являлась борьба с бронетанковыми силами противника на ближней дистанции».
Орудия устанавливались на бетонированные основания, были обнесены деревянными стенками и тщательно замаскированы. 28 августа 1941 г. батарея «А» впервые открыла стрельбу по дальним целям под Гатчиной. 8 сентября наступающие немецкие части вошли в соприкосновение с батареей и частями прикрытия (500-й стрелковый резервный полк), а ранним утром 10.09 начался штурм позиций батареи.
Немцы шли в обход торфоразработки южнее Тайцев. Боевая группа майора Экингера (части 1-й танковой и 36-й пехотной дивизий) в составе батальона на бронетранспортерах, усиленного саперной ротой и полутора десятками танков, пересекла Гатчинское шоссе на участке между Тайцами и Кавелахтой и по открытой ровной местности двинулась вдоль подножия Дудергофской возвышенности к узкой лощине между нею и Кирхгофской возвышенностью. На их пути был противотанковый ров, прикрываемый пехотой одного батальона 500-го стрелкового полка и моряками с Батареи "А". 500-й СП формировался в течение июля-августа Ленгорвоенкоматом за счёт добровольцев и граждан, призываемых из запаса по мобилизации.
Из рассказа командира 3-го орудия лейтенанта Е.Дементьева:
... Мы непрерывно вели огонь. 10 сентября из леса, расположенного примерно в одном километре к югу от наших орудий, неприятель начал вести обстрел из минометов. На рассвете 11 сентября передовые мотомеханизированные войска и танки гитлеровцев показались в поле видимости... Весь день мое орудие вело огонь прямой наводкой. Бойцы не уходили в укрытие даже тогда, когда нас бомбила немецкая авиация. …К исходу 11 сентября фашистам удалось прорваться на правом фланге батареи «А». Под вечер в двухстах-трехстах метрах от третьего орудия мои наблюдатели обнаружили с десяток танков, бронетранспортеров, много мотоциклистов и пеших автоматчиков. С места расположения третьего орудия из-за складок местности не просматривались орудия первое, второе, четвертое и уже не было слышно стрельбы…
Необстрелянная пехота удара не выдержала, отступив в беспорядке. Батарея «А», сражаясь до последнего снаряда, погибла. Пушки были или взорваны, или испорчены. Одно захваченное противником орудие было уничтожено своим же артогнём. Последние два орудия до утра 13 сентября 1941 года вели огонь по врагу, после чего приборы наводки были уничтожены, а расчёты отступили. К исходу восьмого дня из 165 человек личного состава батареи в Пулково вышли только 26 моряков.
16 сентября немецкие самолеты нанесли массированный удар по гавани Ораниенбаума. «Аврора» отражала нападение огнем из всех наличных стволов: 76-мм и 45-мм пушек и пулемета, и есть данные, что один немецкий самолет удалось подбить.
Через пять дней крейсер оказался под огнем артиллерии гитлеровцев. Повторялась история Порт-Артура: неподвижное судно становилось легкой мишенью. 30 сентября по кораблю была выпущена масса снарядов. Один из них, 152-мм фугас, пробил носовую дымовую трубу, палубу полубака, верхнюю палубу и разорвался в кубрике батарейной палубы, вырвав часть левого борта. Начались пожары. Другой снаряд уничтожил корабельный камбуз.
После нескольких прямых попаданий в крейсер командир корабля капитан 3 ранга Саков приказал экипажу покинуть судно, перейдя в предусмотрительно подготовленные на берегу блиндажи и землянки. За этот, вполне разумный и соответствующий обстановке приказ, Саков поплатился жизнью: его обвинили в паникерстве, арестовали, судили и расстреляли.
Между тем своими силами герметизировать все полученные кораблем повреждения экипаж уже не мог. Вода постепенно заполняла машинное отделение, крен достиг 23 градусов, возникла угроза опрокидывания. Пришлось прибегнуть к контрзатоплению отсеков противоположного борта, в результате чего "Аврора" села на грунт практически на ровном киле. Крейсер, лишенный света и тепла, был теперь абсолютно бесполезен. Экипаж, сократившийся до 30 человек, нес вахту у единственного боеспособного 76-мм орудия и флага.
"Доношу, что в результате артобстрела 1.10.41 ... Краснознаменный крейсер «Аврора» получил две подводные пробоины и имеет шесть надводных. «Аврора» сидит на грунте с креном на правый борт 3°. Пара и света нет. Личный состав находится на корабле. "
Командир Краснознаменного крейсера «Аврора» старший лейтенант Крылов
В таком состоянии – сидя на камнях, полузатопленный, лишенный практически всей артиллерии, света и тепла, - корабль встретил начало блокады Ленинграда…
Часть II. "Из всех труб били огненные факелы"...
Часть III. "Крейсера зарываются носом"
Часть IV. Адмирал требовал крови механика "Авроры"
Часть V. Порт-артурская эпопея "Дианы" и "Паллады"
Часть VI. "Аврора": путь к Цусиме
Часть VII. Цусимская катастрофа
Часть VIII. Конец отряда Энквиста
Часть X. Экипажи на грани бунта
Часть XI. Крейсера возвращаются на Балтику
Часть XII. Безнадежно устаревшие
Часть XIV. Хромые утки Балтийского флота
Часть XV. Смерть капитана Никольского
Часть XVI. Выстрел, которого не было
Часть XVII. Последние дни "Дианы"
Часть XIX. Неисправимо дурное поведение
Часть XX. Последний бой крейсера "Аврора"
Часть XXI. Как "Аврора" была "Варягом"
Продолжение следует