Найти тему
Цех

Теневое обучение: как технологии мешают развитию

Оглавление

Мэтт Бин, доцент кафедры технологического менеджмента в Университете Калифорнии, в течение двух лет наблюдал за больницами, где часть операций проводилась при помощи роботов, из-за которых у интернов оставалось меньше возможностей для практики. Он пришел к выводу: когда технологии отнимают возможность учиться, люди выбирают теневое обучение. Что это такое, чем оно опасно, и какие из него можно извлечь уроки, Бин описал в большом тексте для Harvard Business Review.

Роботы вместо менторов

Лучше всего люди учатся на практике. Руководители часто не учитывают дополнительную работу сотрудников, которые берут на себя роль наставников для новичков, и не выделяют на это средства, предпочитая потратить их на профессиональные тренинги и курсы. При этом, свежие исследования показали, что только 1 из 5 работников получил новые навыки во время занятий по повышению квалификации.

Автоматизация вынуждает многих менять работу и учиться новому делу. Она также ставит под угрозу менторство. Каллен Энтони из Нью-Йоркского Университета описал эту проблему на примере одного инвестиционного банка. Чтобы повысить эффективность отдела аналитики, первичный анализ данных, которым раньше занимались новички, доверили программе. Теперь работа новичков состояла только в том, чтобы выгрузить данные и первичный анализ из системы и отправить их старшим аналитикам.

Опытные сотрудники экономили время на объяснениях, младшие — не рисковали допустить ошибку. Правда, без практики и сложностей новички не получали необходимых знаний, и компания потенциально лишала себя опытных специалистов в будущем.

Похожая ситуация произошла и в медицинской сфере. В больницах, которые исследовал Мэтт Бин, автоматизация частично лишала практики, необходимой для полноценного владения хирургией, уже опытных профессионалов. Врачи, которые проводили операции с помощью робота, не видели пациента, а управляли процессом на специальной панели. Дополнительную информацию им передавали медсестры, которые оставались рядом с операционным столом.

В таких условиях ограничивались возможности для практики и у интернов: если они мешкали или допускали мелкие оплошности, врачи могли немедленно перехватить управление со своей панели и оставить их только наблюдать.

Еще одна проблема, с которой столкнулись интерны с появлением роботов — методологическая перегрузка. Им пришлось изучать основы профессии по-старому и одновременно осваивать новые методы. При этом часов на обучение не прибавилось, поэтому молодые специалисты рисковали недостаточно освоить оба подхода.

Также по теме: «Когда нас заменят роботы, будет плохо, но не так, как мы представляем»

Методологическая перегрузка, уменьшение времени на менторство или слишком старомодное его использование приводят к тому, что люди игнорируют новые возможности, которые предоставляют им технологии.

Так в Лос-Анджелесе внедрили систему расчета «горячих точек» — мест, где с большой вероятностью могут произойти преступления. Офицеры плохо объяснили принципы его работы патрульным, рассчитывая, что они по старинке освоят его уже в поле. Патрульные не смогли разобраться с системой и в начали тихо саботировать ее использование.

Как избежать теневого обучения (пункт для руководителей!)

Если официальные методы не помогают достичь цели, люди начинают искать обходные пути. Теневое обучение — способ получать знания «из-под полы», нарушая правила организации, в которой работает сотрудник. В таком случае человек как минимум рискует потерять работу из-за использования неодобряемых методов, как максимум — нанести вред компании или даже клиенту. Теневое обучение вряд ли принесет благо компании, поэтому эффективным менеджерам и менторам нужно понять, как предотвращать такие ситуации.

  • Давать новичкам задания, соответствующие их знаниям, и позволять оттачивать мастерство на практике; убедиться что у них есть относительно безопасная возможность ошибаться и исправляться;
  • Установить контакт между опытными сотрудниками и молодыми, чтобы первые могли делиться знаниями со вторыми;
  • Обновлять существующие рабочие роли и больше мотивировать на работу с современными технологиями;
  • Создать качественную базу знаний, чтобы любой желающий мог научиться новым навыкам;
  • Проследить, чтобы у руководителей не было стимула исключать новичков из обучения, даже если это кажется эффективным.

Далеко не все готовы признаться в использовании теневых методов обучения на работе, поэтому не каждый руководитель сразу заподозрит проблему. Чтобы разобраться в ситуации можно привлечь незаинтересованную третью сторону, которая соберет данные на условиях анонимности. Так больше шансов узнать, какие методы обучения на самом деле используют сотрудники. Технологии, которые привели к появлению этой проблемы, могут (и должны!) стать частью ее решения.

«Цех» — медиа о непрерывном образовании взрослых людей. Мы целиком захвачены идеей постоянного развития личности — профессионального, интеллектуального, эмоционального и даже духовного. Мы исследуем, как, чему и где лучше всего учиться и, главное, зачем. Если вам понравился этот материал, подпишитесь, пожалуйста, на нашу почтовую рассылку.