Место действия Тусон, Аризона. 27 марта 1883 года в офис генерального инспектора Роббинса по земельным вопросам на территории Аризоны вошел элегантный джентльмен, сзади него несли два тяжелых сундука набитых бумагами. Разрешите представиться - сказал он - меня зовут Джеймс Эддисон Ривис и я наследник второго барона Аризоны Дона Хосе Гастона Силва-и-Каррильо-де-Перальта-де-лас-Фальсес-де-Мендоса . Я хочу предъявить права на 20 000 квадратных миль в Нью-Мексико и Аризоне, в этих сундуках мои документы на собственность! Челюсть Роббинса медленно опускалась вниз.
Who is мистер Ривис?
Джеймс Эддисон Ривис (Reavis) родился 10 мая 1843 года в Миссури. Отец Ривиса был валлийцем и эмигрировал из Англии в США в 1820-х. Мать была смешанного шотландско-испанского происхождения и с детства привила сыну любовь к испанской литературе и языку.
После начала гражданской войны, Джеймс как и большинство молодых людей из Миссури записался добровольцем в армию Конфедерации. Он быстро понял, что военная служба это не его. Чтобы избежать муштры Ривис научился подделывать подпись командира полка и сам себе выписывал увольнительные домой, а потом за долю малую, стал продавать такие же пропуска и своим сослуживцам.
Частыми отлучками заинтересовалось начальство, запахло жаренным и Ривис выписал себе последний пропуск в увольнение якобы для женитьбы. Вместо свадьбы молодой человек дезертировал в армию Севера, где и прослужил в артиллерии до конца войны.
После демобилизации Ривис уезжал на год в Бразилию, где приобрел свободное знание португальского языка. Вернулся в 1866 на родину в Сент-Луис, Миссури. Работал кондуктором трамвая, коммивояжером, мелким приказчиком и агентом по недвижимости. Поднаторев в земельных сделках, он открыл собственное агентство и обнаружил, что его талант в подделке документов востребован в этой отрасли как ни в какой другой.
Ривису ничего не стоило создать 100% документ 18 века на пожелтевшей, готовой рассыпаться в прах бумаге, который убедительно доказывал справедливые требования его клиентов на тот или иной участок.
Грант Перальта
В 1871 году Ривиса познакомили с Джорджем Виллингом-младшим. Виллинг, врач по образованию, после неудачного подпольного аборта был вынужден двинуть на Запад. Приобрел там некоторые геологические знания, приторговывал патентованными лекарствами собственного изобретения, утверждал что придумал название "Айдахо".
Он сообщил Ривису, что 20 октября 1864 года, в безымянном шахтерском лагере он приобрел права на земельный грант* в Аризоне у некого Перальта за 20000$ золотым песком и снаряжением. За неимением писчей, акт передачи был записан на жирной, оберточной бумаге. В 1867 году Виллинг добрался в Прескотт, Аризона зарегистрировать акт, но был вынужден убраться под угрозой линчевания, т.к. грант Перальта был уже давным давно разделен между другими владельцами.
Грант - жалованная грамота от испанского или мексиканского правительства на владение землей. По мирному Договору в Гваделупе с Идальго и договоре о покупке Гадсена, правительство США признавало права на землю по выданным ранее грантам, но их обоснованность нужно было доказать.
Лёд тронулся
Двое мужчин решили объединиться в продвижении прав на землю. В качестве эксперта был привлечен Ульям У. Гитт, известный как опытный деляга, собаку съевший на испанском и мексиканском земельном законодательстве и 20 лет проживший в Мексике, откуда бежал спасаясь от ареста за махинации с землей. Ривис из общения с Гиттом узнал очень много ценных сведений по старым испанским и мексиканским земельным документам
Ривис, Виллинг и Гитт встречались по нескольку раз в неделю и часами обсуждали, чем бы еще подтвердить засаленный "документ", так родилась "expediente" ( исп. досье), датированное 1853 годом и подписанное президентом Мексики Санта-Анной, о том что проведенное исследование подтвердило полную обоснованность претензий на грант Перальта.
В 1873 году Ривис и Виллинг создали деловое партнерство и решили двинуть в Аризону, чтобы отстоять права на грант. Виллинг поехал в январе 1874 года сухопутным маршрутом, а Ривис отправился морским, через Панаму и Калифорнию, это позволило бы ему на месте выступить "независимым" экспертом.
Виллинг прибыл в Прескотт, Аризона в марте 1874 года, подал заявочные документы на грант в суд округа Явапай, а на следующее утро был найден мертвым в своем гостиничном номере. Расследование смерти залетного чужака не проводилось, и в различных документах фигурируют формулировки от "отравления ядом" до "смерть от холода и нужды".
Ривис, прибыв в Сан-Франциско, ожидал целую кипу корреспонденции от партнера, но его ждали только 2 письма. Первое - от самого покойного о благополучном прибытии и второе от шерифа Пресскота, с прискорбием сообщившим о смерти Виллинга.
Оперативная пауза
Пошатнувшееся здоровье и отсутствие достаточного количества денег для продвижения гранта Перальта вынудили Ривиса взять оперативную паузу. В 1875-1876 году она работал школьным учителем. Потом стал корреспондентом, свел полезные знакомства с ж/д магнатами.
В Калифорнии Ривис стал свидетелем того как решались дела с заявками на землю по мексиканским грантам. Из поданным 800 заявок были утверждены 500. На рассмотрение принимались все "филькины грамоты" лишь бы истец был готов платить за экспертизу, мздоимство и коррупция помогала ловким мошенникам стать уважаемыми землевладельцами. "Если уж в Штате Калифорния творятся такие дела, что же должно твориться на Территории Аризона?" должно быть думал Ривис.
Первый визит в Аризону Ривиса состоялся в 1880 году. Прикрываясь личиной корреспондента и сбором подписчиков на газету, он добыл документы оставшиеся после смерти Виллинга и подчистил возможные следы от его деловой деятельности в 60-е годы.
Следующие два года Ривис мотался по США и по провинциальным архивам Мексики добывая информацию о гранте Перальта, выкупая права возможных наследников покойного партнера и изучая исторические записи в архивных документах колониального периода.
В результате полученных знаний, грант Перальта в "подлинных" документах Ривиса увеличился в несколько раз и стал представлять собой прямоугольник со сторонами 127 км × 381 км, с привязкой к географической карте середины 18 века. Для понимания масштаба аферы, нужно сказать, что в данной местности находились богатейшие серебряные и золотые рудники, а также кусок Южной Тихоокеанской железной дороги.
К документам прибавилась история жизни вымышленных первого и второго баронов Аризоны. Захватывающее дух повествование, в котором описывается полный приключений и трудов жизненный путь Дона Мигеля Перальта (р. 1708, ум 1824) и история его гранта полученного за услуги оказанные испанской короне в 1744 году. К истории прилагались письма с королевскими подписями и печатями, подтверждающими право владения землей.
Попытка № 1
После завершения своей титанической работы Ривис вернулся в Калифорнию, там он через анонимные источники разместил в газетах информацию о гранте Перальта о том, что существуют «неопровержимые доказательства», подтверждающие его требования. На удочку клюнули владельцы Южной Тихоокеанской дороги и первые 55 000$ за отказ от прав капнули на счет Ривиса.
В октябре 1882 года Ривис прощупал почву через суд в захолустном, аризонском городишке Саффорд, подав иск о правах на наследство покойного Виллинга, но официальная заявка состоялась в столице Территории городе Тусоне 27 марта 1883 года.
Генеральный инспектора Роббинса по земельным вопросам, пообещал сразу же заняться делом Ривиса. Разбор 2-х сундуков с документами и выяснение их подлинности дело не быстрое и аризонский комбинатор обосновался в Аризоле, в месте с остатками каких то руин, как утверждалось в документах Ривиса, это были остатки гасиенды первого барона Аризоны.
Новоявленный землевладелец затеял строительство роскошного ранчо с красивым домом и целым комплексом зданий. А пока шло строительство, Ривис провел мощную пиар-компанию с помощью продажных писак, о его железобетонных правах на землю. Он нанял агентов и они разъехались по Аризоне собирая с наивных дураков деньги за отказ мистера Ривиса от претензий на землю. Выкуп варьировался от 1000 долларов до пары стаканчиков виски.
Сам Ривис занялся крупной рыбой. Он несколько недель окучивал Джеймса М. Барни- хозяина горнодобывающей компании Королевская Серебряная Шахта. Сумма отступных от судебного преследования составила 25 000 $, сущая мелочь по сравнению 42 миллионами, заработанных шахтой с 1875 по 1900 год. Но курочка по зернышку клюет , ручейки денег за отказ от претензий превращались в мощный финансовый поток.
Многие рядовые жители были в шоке от претензий Ривеса, некоторые даже покидали свои дома, перебираясь в другие штаты. В лице нескольких газетных изданий возникла оппозиция в противовес владельцу гранта Перальта. Они призывали не покупать у этого мошенника никаких "отказов". АнтиРивесная компания в прессе чуть не провалилась, когда стало известно, что Гомер Макнейл, владелец "Герольда" из Феникса сам заплатил Ривесу за отказ.
В ноябре 1883 года ген.инспектор Роббинс направил 70-него эксперта по испанскому языку Хопкинса в Мексику для изучения архивных материалов по гранту Перальта. Ривес с одним из своих адвокатов последовал за Хопкинсом. Там он стал незаменимым помощником старенького эксперта, сам водил его по архивам, где о чудо! находились все подтверждающие документы. Еще бы! Ведь сам Ривес их туда подшил когда готовил свою аферу века.
Усилия Ривеса не пропали даром, отчет Хопкинса был положительным, несмотря на то, что ему не удалось найти подтверждение гранта в центральных архивах Мехико, а также отсутствия некоторых важных подписей. Ривес воспользовался этим удобным предлогом и распространил слух через газеты, о тотм, что правительство США намеревается выплатить ему 100 миллионов $ отступных.
Тем временем генерального инспектора Аризоны Роббинса, скончавшегося от туберкулеза заменил его старший помощник Роял Джонсон. Он активным образом включился в борьбу с Ривесом, но был заклеймен оппозиционными газетами как его соучастник, за его сдержанную позицию до окончания расследования подлинности документов.
В начале 1884 года на Ривеса подал в суд генеральный прокурор Аризону пос своему частному делу. В мае 1884 года прокурор суд выиграл и Джонсон воспользовался случаем, чтобы прекратить проверку подлинности документов по гранту Перальта. Публика была в восторге. Ривес срочно выехал в Калифорнию.
Попытка № 2
Еще до подачи своей первой заявки Ривес осознавал, что его схема приобретения права на грант через сложную цепь передачи права собственности слишком громоздка и несовершенна. Поэтому он задался целью найти подходящую девушку для роли прямой наследницы.
Такой наследницей стала мексиканская девушка по имени София из Калифорнии, она не имела никаких документов о своем происхождении и работала простой домработницей. Ривес предложил ей брак и безбедное существование, София согласилась и была устроена в католическую школу для приобретения необходимых знатной даме навыков.
В Калифорнии Ривес с помощью своих бумаг нашел новых инвесторов, в частности один из четырех Серебряных Королей Джон Макей выделил ему ежемесячное содержание в 500$ для продолжение борьбы за грант Перальта.
Ривис вместе Софией в декабре 1885 года отплыли в Испанию. В Европе аферист занимался тем, что состряпал родословную Софии, подкрепленую документами, письмами и фотографиями. Пара вернулась в Аризону в августе 1887 года. Теперь Ривес именовался как Джеймс Аддисон Перальта-Реавис. Он отправился в Тусон, чтобы подать новый иск от имени своей жены Доньи Софии Микаэлы Мазо Реавис и Перальта де ла Кордоба, третьей баронессы Аризоны.
После подачи второй заявки Ривес изменил тактику отъема денег относительно честными способами. Теперь он не требовал денег за отказ от претензий, а привлекал инвестиции в свои будущие владения. Деньги от инвесторов стали фигурировать в суммах с 6-тью нулями.
Среди планов развития, озвученных Ривис, было строительство крупномасштабной ирригационной системы. В основе этой системы должна была лежать 140 м плотина на Соленой реке недалеко от ее слияния с Тонто-Крик, кстати именно там в 1911 году была построена плотина Теодора Рузвельта.
Незабывал ривес и имидже джентельмена и благородного человека. Он и его жена одевались у лучших портных Сан-Франциско и вели благотворительную деятельность, помогая больным и старикам. Открыл памятник 1-ому барону Аризоны в мексиканском городе Монтеррей и пожертвовал новый алтарный покров храму в Гвадалахаре.
Крах великого комбинатора
В 1888 году генеральный инспектор Джонсон полностью разоблачил фальшивого барона, предоставив ряд доказательств мошеничества, среди которых были
1. Использование стальных перьев для написания документов, что крайне редко встречалось в 18 веке;
2. Отличия от стиля 18 века в написании букв, особенгно так называемых длинных S;
3. Многочисленные грамматические ошибки, не характерные для испанского, королевского делопроизводства.
В ответ Ривес развил бурную деятельность подал в суд на правительство США, начал поиск новых документов и деталей биографии своей жены. Инвестиции стали иссякать и Ривесу пришлось брать в долг. В 1893 году он подал 3-ью заявку, обосновав ее документами, которые теперь занимали целый фургон. В числе доказательств был даже портрет 18 века маркиза де Перальта в мантии гранда Испании.
Правительство начало свое собственное расследование, в результате которого вскрылась вся подноготная мошенничества Ривеса. Он был арестован и заключен в тюрьму с 18 июля 1896 года по 18 апреля 1898 года, заработав трехмесячное сокращение срока за примерное поведение.
Жизнь после
После отсидки Ривес пытался найти инвесторов для своих проектов улучшения Аризоны, но его никто не воспринимал в сеьез. Жена развелась с ним из-за отсутствия возможности содержать семью со стороны мужа. Остаток жизни последний бюарон Аризоны провел в нищите и умер 20 ноября 1914 в Денвере, Колорадо.
В последствии по мотивам мошенической схемы ривеса были сняты художественные фильмы и телевизионные сериалы, но они мели мало общего с истинной деятельностью одного из величайших аферистов США.