Благодаря стремительной цифровизации для интеллектуальной деятельности в искусстве, науке и бизнесе открываются новые горизонты. Специально для Ассоциации IPChain международная консалтинговая компания Baker McKenzie и юридическое бюро Мэтью Йоспина провели исследование, по результатам которого стало ясно: инновационные технологии привели к возникновению нескольких десятков видов нематериальных активов, которые в будущем могут стать объектами интеллектуальной собственности. К ним относятся личные бренды – неотъемлемая составляющая работы публичных персон. Эксперты рассказали ipquorum.ru, кому и для чего нужны персональные бренды и как их развивать.
Важность корпоративного брендинга не поддается сомнению. Эксперты Forbes уверены, что правильная бренд-стратегия позволяет увеличить прибыль бизнеса на 23%, а 89% маркетологов называют повышение узнаваемости бренда своей приоритетной задачей. Абсолютное большинство пользователей (91%) обращают внимание на совпадение имиджа компании с их личными ценностями перед выбором того или иного продукта. Именно поэтому популярность набирает influencer marketing, построенный на личных рекомендациях популярных медиа-персон.
«Потребители гораздо больше доверяют отдельным людям, чем безликим компаниям. Они часто ассоциируют себя с теми, кого они уважают или кем восторгаются. Социальные сети объединили самых разных людей. Именно поэтому мы наблюдаем стремительный рост популярности блогеров, лидеров мнений, микро- и макроинфлюенсеров», – объяснил ipquorum.ru консультант крупнейших компаний из списка Fortune 100, ведущий мировой бренд-стратег Мартин Ролл.
Это действительно так. За 2018 год рынок инфлюенсеров в России вырос до 75 миллионов долларов.
К персональном бреду относятся по-разному. Кто-то считает это саморекламой, кто-то, наоборот, осознает важность личностного подхода. Глава казначейства банка «Новый век» Александр Анисов рассказывает: «К примеру, у нас очень специализированная ниша. Мы предоставляем финансовые услуги организациям и представителям сферы культуры и искусства, музыкального бизнеса и киноиндустрии. Мы активно содействуем организации фестивалей, социальных проектов и образовательных программ. Это все – часть нашей бренд-стратегии, построенной не в последнюю очередь стараниями наших амбассадоров от сферы искусства».
Патентный поверенный, управляющий партнер команды «Сигнализация для бизнеса» Катя Канева также отметила, что «последние три года бизнес-бал стал править личный бренд. Во главе угла этот тренд ставит персону, а не компанию, а основной площадкой для продвижения являются «Инстаграм» и «Фейсбук». В социальных сетях любой проект может за максимально сжатые сроки и при минимальных вложениях выйти в топ и затмить конкурентов. В сравнении с этим путь вывода на рынок корпоративного бренда очень долгий и трудный».
Тем не менее присутствие человеческого фактора может также стать большим риском для бизнеса. Президент Итало-Российской торгово-промышленной палаты, основатель холдинга General Invest и президент Mikro Kapital Group Винченцо Трани считает, что, привязывая свое имя к бизнесу, вы навсегда становитесь его заложником. «Чтобы защитить свою репутацию как делового партнера, вам придется постоянно поддерживать свой бренд, думать о последствиях каждого своего слова и действия. Если что-то пойдет не так с бизнесом – это отразится на вашем личном бренде, и вы будете ассоциироваться со скандалом или провалом. Эта же схема работает и в обратную сторону: если что-то случится с вами, это ударит и по компании».
Специалисты советуют профессионально подходить к защите своего репутационного капитала. Мартин Ролл рекомендует активно собирать вокруг себя единомышленников, которые смогут отстоять ваш деловой имидж, вести себя с аудиторией честно, надежно и профессионально. С юридической точки зрения, поделилась опытом Катя Канева, «броней» для личного бренда может выступить товарный знак. «Вовлечение личных брендов в экономику растет, и все больше активно растущих блогеров понимают важность этого актива, принимают решения по его охране и коммерциализации. Для них товарный знак не прихоть, а жизненная необходимость», – заключила юрист.