Найти в Дзене
Математикофобия

Как убить оценки и экзамены?

Оглавление

Греф против оценок

Греф внезнапно сказал: " я ненавижу процесс оценивания, я ненавижу экзамены. Это катастрофа <...> Одна из моих личных целей - убить экзамены ".

Это высказывание вызвало волну непонимания и насмешек. Министр образования поспешила всех успокоить: отмены экзаменов не планируется. Все успокоились.

Да, случилось что-то странное, но мало ли у кого какие-то завихрения, ляпнул чушь какую-то и ляпнул, с кем не бывает. Можно переходить к следующей новости.

Однако остались комментарии в сети:

  • Греф и либералы - враги народа, которые хотят лишить детей образования, а Россию - будущего.
  • Поколение "ЕГЭ" привозит много золотых медалей с международных олимпиад.
  • Смартфоны уже сейчас эффективно защищают детей от хамства, рукоприкладства и другой психотравматики со стороны учителей.
  • «Отметка — это винтовка, приставленная ко лбу ребенка» Шалва Александрович Амонашвили.
  • «Если мало способностей, то требовать отличную учёбу не только бесполезно, но и преступно. Нельзя насильно заставить хорошо учиться. Это может привести к трагическим последствиям» Антон Семенович Макаренко.
  • Известна история про Паганини. Которого отец исключительно из под палки учил играть на скрипке. И как отличить отсутствие способностей от простого нежелания учиться?

Лично мне история про Паганини не известна в деталях. И, кажется, никто не может знать в точности что было первично - признаки задатков таланта, а потом палка, или наоборот. Отца Паганини про "исключительно" уже не спросить.

Проблема эффективного обучения без стрессов

Сейчас учитель по сути не имеет другого способа проверить устное домашнее задание на понимание иначе как путем случайного выборочного опроса. Спрашивать всех подряд - нет времени. Если заранее известно кого спросят, то у остальных нет мотивации для подготовки.

Это интересная фундаментальная проблема. Если ставить двойки - ребенок быстро потеряет интерес к учебе и начнет страдать. Если ставить незаслуженные пятерки - перестанет учиться вообще. Если ставить только заслуженные тройки - не будет мотивации учиться лучше.

Предположим, что решение этой проблемы найдено. Но в текущих условиях оно не может быть индивидуальным, а только массовым. Значит, оно должно быть адаптировано для данного класса для достижения оптимального результата. Среднего балла, например. Это требует большого искусства.

Оценки и экзамены по своему неплохо решают задачу обучения. Но общие результаты далеки от оптимальных. Экзамены могут только оценить уровень навыков, но как их развить?

Решение проблемы обучения с помощью онлайн-системы типа ЯКласса

Прежде всего нам нужна точная психологическая модель ученика. Оценка текущих навыков ребенка, признаков его способностей, факторы обучаемости, прогноз развития навыков, конечные цели и критерии.

После этого нужны первичные баллы - какие задачи из ЯКласса решены, как (время, попытка). После этого нужен оптимальный алгоритм обучения, который переводит первичные баллы в итоговый критерий, а кроме того дает рекомендации какие задачи надо решать (и какие у них будут вторичные баллы).

В итоге имеем:

  • нет оценок (но есть промежуточные и итоговые баллы);
  • нет экзаменов;
  • есть только решение отдельных задач;
  • есть текущее значение индивидуальных критериев - баллов;
  • есть оптимальная траектория развития, т.е. самая короткая последовательность задач, дающая оптимальные критерии качества;
  • в любой момент доступен прогноз цели, а также его вероятность (точность);
  • соревновательность обеспечена базовой инфраструктурой ЯКласса;
  • для развития эмоционального или социального интеллекта нужны дополнительные мероприятия.

Хороший учитель вроде бы сможет все это обеспечить и без ЯКласса и всяких для него надстроек. Но, в идеале, ему не помешает команда из вузовского преподавателя (с мехмата), психолога по развитию, детского психоаналитика, нескольких экспертов для контроля качества.

Оценок и экзаменов нет, но стресс и оценивание сохраняются

Онлайн системы вроде ЯКласса (Степик, Курсера) могут заменить обучение целиком или частично, это происходит прямо сейчас. Оценивания и экзаменов нет. Однако есть баллы, а вместо стресса экзаменов есть стресс дедлайнов. Кроме этого процесс оценивания никуда не ушел - просто он делается объективно, машиной, алгоритмом. Глупо обижаться на алгоритм, но гнев, обида, фрустрация и агрессия сохраняются по прежнему.