Для оценки кофе существует SCA cupping form. Этот лист, во первых, позволяет отличить specialty кофе от коммерции, а так же помогает оценить потенциал продукта и выявить дефекты.
⠀
Рассмотрим возможность применения подобной оценочной системы в чае. Напротив подходящих нам параметров будем ставить ✔️, не подходящих ✖️.
⠀
Аромат
Оцениваем аромат сухого сырья и аромат готового напитка, дополнительно оцениваем интенсивность аромата. На оценку влияет именно качество аромата, то какой он сложный, интересный, читаемый и т. д.✔️
⠀
Вкус
По сути, это оценка совокупности базовых вкусов и дескрипторов. Чем интереснее, сложнее или более читаемы дескрипторы, тем выше оценка.✔️
⠀
Послевкусие
То, насколько продолжительны и приятны вкусовые ощущения после выпитого напитка. В Восточной Азии это очень важный параметр при оценке чая.✔️
⠀
Кислотность.
Это важный параметр при оценке кофе. На оценку влияет исключительно качество кислотности, а не ее интенсивность. Этот параметр не подходит для оценки чая, однако, напрашивается другой параметр - "Сладость". ✖️
⠀
Тело
Плотность, тельность, фактурность. Параметр влияющий на восприятие вкуса. Оцениваем насколько напиток тактильно приятен, при этом тело может быть плотным и легким. В чае этот параметр часто выражен сливочной текстурностью либо маслянистостью. ✔️
⠀
Баланс
Гармоничная совокупность вкусов. Целостность вкуса. ✔️
⠀
Личная оценка.
То, насколько Вы находите напиток интересным или нетривиальным, насколько читаемы дескрипторы в нём. К примеру, гибрид Тайваньской опытной станции No 18, при знакомстве удивляет своим ярким камфорным вкусом и ароматом и скорее всего получил бы высокую оценку. ✔️
Как мы видим, оценочный лист для specialty coffee может послужить уверенной базой для создания оценочной системы не коммерческого чая. Для чего это нужно? Для того чтобы регулировать цены на не коммерческий чай. С такой системой оценки, чай с вкусовыми дефектами будет стоить на рынке дешевле, коммерция выдаваемая за "премиум элитный чай" займёт своё место. Выстроится "правильное" ценообразование, которое даст возможность покупать некоммерческий чай по его рыночной стоимости.