Найти тему
Блог VK Работа

Трудоустройство работника-инвалида: как обстоят дела на самом деле

Оглавление

Сергей Степанченко уже рассказывал Worki о том, что говорит закон о трудоустройстве работника-инвалида. Но часто в документах прописано одно, а на деле все совсем иначе. Мы расспросили Сергея и других экспертов о том, что происходит с трудоустройством и адаптацией работников-инвалидов в российских компаниях.

Что происходит с трудоустройством инвалидов в России сейчас

Сначала – слово Сергею. «Безусловно, ситуация с трудоустройством инвалидов в последнее время меняется в лучшую сторону. Все больше компаний признают важность создания инклюзивной корпоративной среды (то есть среды с условиями для включения в компанию работников с особыми потребностями) и тот факт, что она идет на пользу бизнесу. Создание равных возможностей для всех людей, вне зависимости от пола, расы, религии или инвалидности, создает в компании творческую, объединяющую атмосферу, в которой нет места стереотипам и предрассудкам.

Однако дискриминация при приеме на работу инвалидов, к сожалению, по-прежнему присутствует. На мой взгляд, это связано со «страхами» и непониманием компаниями нормативно-правовой базы и прав инвалидов, а также с банальной некомпетентностью сотрудников в этом вопросе.

Например, некоторые компании уверены: если взять на работу инвалида, то уволить его потом будет невозможно. Хотя законодательно сотрудники-инвалиды могут быть уволены на общих основаниях, и преференций для таких сотрудников не установлено.

Или работодатели считают, что организация рабочего места для сотрудников-инвалидов отнимет много сил и средств. Однако это не так, ведь конкретному сотруднику-инвалиду не всегда нужны все меры и приспособления, закрепленные в законодательстве, и такой сотрудник вправе добровольно отказаться от исполнения ИПР(А) (индивидуальная программа реабилитации и абилитации) в какой-то части или даже полностью.

Однако существуют и объективные причины, по которым работодатели отказывают инвалидам в приеме на работу. Многие здания, в которых находятся компании, не имеют элементарных приспособлений для беспрепятственного передвижения по ним инвалидов, а также путей эвакуации в чрезвычайных ситуациях. И это – уже проблема государства, которое могло бы субсидировать установку необходимых приспособлений и организацию путей эвакуации. Или же обязать владельцев бизнес-центров создавать (где это возможно) необходимые условия.

Также существует проблема низкой мотивации инвалидов. Многие люди просто не хотят работать и считают, что, раз они попали в такое положение, значит, им все кругом обязаны. Это, по моему мнению, неправильная позиция. Решением таких задач занимаются различные организации инвалидов и фонды, помогающие инвалидам, – о них мы поговорим чуть ниже.

Соблюдает ли российские компании квоты на трудоустройство инвалидов

Не могу сказать, что все компании не соблюдают квоты, однако многим компаниям легче платить незначительные штрафы, нежели брать на работу инвалидов.

Также существует практика, когда инвалидов номинально устраивают на работу, чтобы закрыть квоты. Такой подход не способствует реальному трудоустройству инвалидов, которые имеют необходимые компетенции и могли бы выполнять работу не хуже (а во многих случаях и лучше) остальных сотрудников. Ведь работники-инвалиды будут дорожить своим рабочим местом, зная реальное положение дел на рынке труда.

Какие общественные и частные организации занимаются помощью инвалидам в поиске работы

В последнее время, наряду с уже достаточно долго существующими организациями, которые занимаются поддержкой инвалидов в вопросах трудоустройства (например, РООИ «Перспектива»), появляются и новые (БФ «Действуй»).

Такие организации путем реализации специально разработанных проектов (проведение различных тренингов, мастер-классов, бизнес-игр) оказывают очень большую помощь. Ведь зачастую инвалид может быть не уверен в своих способностях, думать, что не сможет выполнять рабочие обязанности. Например, человек в связи с травмой долго вынужден был не работать, потерял много времени и не знает, сможет ли составить конкуренцию на рынке труда. Или человеку кажется, что уровень его знаний и умений недостаточен. Именно для таких случаев и существуют данные организации. А также для того, чтобы наладить прямую связь между инвалидами и бизнесом.

Например, я участвовал в проекте БФ «Действуй» в этом году, и моим наставником была член правления компании Unilever Russia, а HR-куратором – директор по рекрутменту и развитию бизнеса компании SQ-team. У нас сложились хорошие отношения, и мы продолжаем общение даже после окончания проекта. Некоторые ребята, участвовавшие в проекте, нашли работу в ведущих компаниях не только России, но и мировых лидеров в своей отрасли.

Также в Москве проводятся ярмарки вакансий для инвалидов. К сожалению, ничего не могу сказать об их эффективности, поскольку сам не принимал участие, но думаю, что и там при желании вполне можно найти работу.

Специализированные курсы, тренинги, которые готовят HR-ов к работе с инвалидами

Такие курсы существуют, например в благотворительном фонде «Действуй». Любой HR, который хочет участвовать в проекте по трудоустройству инвалидов, проходит специальный курс по этике общения с инвалидами. Курс бесплатный, и HR рассчитывается личным временем, потраченным на работу с конкретным человеком.

Также фонд проводит выездные мероприятия по обучению всех сотрудников компаний этике общения с инвалидами.

Чем помочь

Мне кажется, необходимо размещать больше информации по трудоустройству инвалидов в интернете, поскольку не каждый может поехать на ярмарку вакансий. Ведь многие инвалиды работают удаленно. Было бы здорово создать ресурс, на котором размещать абсолютно все вакансии, подходящие для инвалидов. Сейчас эта информация разбросана на различных ресурсах. Чтобы посмотреть все вакансии, необходимо «облазить» весь интернет, что занимает очень много времени, и желание заниматься этим быстро пропадает.

Как подготовить коллег к тому, что в коллективе появится сотрудник-инвалид

Важно, чтобы все сотрудники компании принимали ценности инклюзивной среды, осознавали их. Воспитание корпоративной культуры – важнейший аспект работы в этом направлении.

Хочу отметить необходимость обучения сотрудников компаний этике общения с инвалидами – независимо от того, работают инвалиды в компании или нет. Как я уже говорил, например, БФ «Действуй» проводит тренинги по этике общения с инвалидами непосредственно в компаниях. Подобные тренинги необходимы, чтобы сотрудники не боялись задеть или сделать что-то не так при общении с инвалидами.

Это также приведет и к более глубокому пониманию компанией своих клиентов, созданию продуктов и услуг, ориентированных на любого потребителя. Что, в конечном счете, приведет к улучшению репутации компаний».

Кейс Skillbox

Жанна Исаева, HRD онлайн-университета Skillbox, рассказывает о том, как компания поучаствовала в проекте «Шаг в профессию» и в итоге наняла на должность младшего дизайнера Юлию Щелкову. Девушка с диагнозом ДЦП работает удаленно и параллельно учится в университете.

«У нас не было ощущения, что у Юли есть какие-то особенности. Вся команда ее хорошо приняла, и даже не было периода адаптации. Никакой помощи не потребовалось, и никакой специальной среды мы не создавали.

Мы с Юрой, непосредственным руководителем Юли, съездили на интерактивный тренинг (его проводит проект «Шаг в профессию»), во время которого ты можешь почувствовать себя так, как чувствуют люди с инвалидностью (например, посидеть в инвалидном кресле), а также изучить азы этической грамотности для взаимодействия с инвалидами.

Юля работает удаленно, но приезжала в офис познакомиться со всеми, а еще ходила с нами в кинотеатр на фильм для дизайнеров. Юра может, например, пояснить менеджерам, что у Юли есть определенные проблемы с речью, так что коммуникации лучше проводить письменно – так будет удобнее. Но какой-то опеки с нашей стороны нет. Юля – полноценный член команды, который выполняет те же функции, что и другие ребята.

При оформлении документов на прием никаких нюансов не было, все стандартно. Конечно, мы понимаем, что это льготная категория. Но наем Юли был продиктован не государственными квотами, а тем, что она действительно классно сделала тестовое задание. И сейчас она выполняет работу в срок и качественно.

Мы не чувствуем на себе влияние вступившего в силу с 1 января закона. Обычно изменения в законодательстве «докатываются» до рынка спустя полгода-год.

А вообще, я считаю, есть две категории работодателей. Есть крупные компании, как правило международные, в которых существует понимание корпоративной социальной ответственности. У таких глобальных бизнесов системный подход к соцответственности, в том числе и к найму людей с инвалидностью. В России такие компании есть, но действуют они скорее благодаря директивам, которые дает главный офис, а не из-за законодательства РФ. Штрафы по квотам не такие высокие, и многие компании их просто игнорируют.

Во второй категории компаний трудоустройство людей с инвалидностью считают обязательным именно из-за норм законодательства. Там нанимают сотрудников-инвалидов исключительно на удаленку, поручают им либо незначительную работу, либо совсем никакой. И это не помогает решить проблему. Потому что многим людям с инвалидностью действительно нужна помощь. Не только в профессиональном плане, но и психологическая: с целеполаганием, мотивацией. И эту часть большинство компаний игнорирует.

Skillbox – особый случай, в котором сочетаются дружелюбная атмосфера коллектива и открытость руководства. Наем людей с инвалидностью близок нам на уровне генерального директора, и мне даже не пришлось дополнительно объяснять риски и последствия. Решение было принято на уровне первого лица, и инициатива прошла легко. По моему опыту, многие бизнесы считают такой наем дополнительной тратой ресурсов и не идут на него.

Ребята из проекта «Шаг в профессию» проводят огромную работу с людьми с инвалидностью, с их мотивацией, тратят много ресурсов, чтобы показать им: в любом случае со стороны таких кандидатов тоже нужно много усилий, наставники и кураторы не сделают за них все. «Шаг в профессию» ищет людей, которые хотят работать, выбирают им наставников.

В проекте я выступала и как куратор, и как работодатель, так что могу сказать: все очень продумано. Это крутой опыт и отличное коммьюнити. В проекте может принять участие абсолютно любая компания».

Как работает «Шаг в профессию»

Ольга Лоева, директор благотворительного фонда поддержки людей с инвалидностью «Действуй!», рассказывает: «В России каждый десятый человек имеет инвалидность, и только 25% из имеющих возможность работать ведут профессиональную деятельность. Это связано в первую очередь с недостаточностью знаний, навыков и мотивации у самих людей с инвалидностью.

Мы предположили, что к успеху приведет персональный подход к адаптации и развитию в профессии. И решили систематизировать практику такого подхода в проекте «Шаг в профессию».

Меняет только действие, поэтому основой проекта стало профессиональное наставничество, цель которого – решение кейса из выбранной самим стажером области. Например, выбрал быть кондитером, на выходе из проекта печешь и продаешь клиенту торт весом N кг из N коржей по N-случаю. Если юрист, ведешь дело клиента в суде. Если дизайнер, изготавливаешь макет сайта.

Необходимые знания и навыки будут развиваться как бы автоматически. Но делать на них ставку не стоит. Важна живая практика и возможность учиться у мастера, наблюдая за его работой.

По опыту семи сезонов проекта, в которых приняло участие более 120 людей с инвалидностью из более чем 30 городов России и 5 стран мира, мы можем сказать, что система наставничества при адаптации сотрудника с инвалидностью – незаменимый инструмент. Карьерное развитие наших выпускников – тому подтверждение.

Например, участник «Шага в профессию» Всеволод хотел стать аналитиком. Ему интересно работать с большим объемом данных, и он всерьез задумывался о выборе этого направления обучения в университете. Сева пришел к нам, чтобы убедиться в правильности своего намерения. Ему было 16 лет. Наставником Севы стал сотрудник крупного российского банка, который сперва не верил в успех такого начинания, ведь его стажером стал слепой юноша. Как тот, кто лишен зрения, будет работать с огромными таблицами?!

Но современные технологии позволяют незрячим работать с такого рода файлами. А упорство Севы, его умение организовать себя и поддержка наставника, HR-куратора и тренерского состава проекта дали свои плоды. На защите результатов кейсов наш стажер получил наилучшие рекомендации от своего наставника. Теперь наш выпускник – студент вуза.

К сожалению, сегодня мы не можем называться в полном смысле инклюзивным обществом, и ложные стереотипы о людях с инвалидностью живы. Поэтому для органичного включения людей с инвалидностью в рабочую среду необходимо сперва подготовить коллектив – во избежание эмоциональных и коммуникационных сложностей, которые снизят эффективность деятельности.

Разумеется, живой пример работы со стажером с инвалидностью меняет отношение и устраняет предубеждения. Для системности работы в этом вопросе мы предлагаем компаниям-работодателям квесты по пониманию инвалидности, семинары по специфике найма и адаптации людей с инвалидностью, тренинги по инклюзивному наставничеству.

Например, программа квеста предполагает последовательное прохождение пяти станций с оригинальными увлекательными заданиями на каждой. На станциях Blind Skills и Deaf Skills участники знакомятся с основами чтения и письма по системе Брайля для слепых и слабовидящих, узнают о бытовых навыках незрячих людей, а также о жестовом языке и о том, как общаться с людьми с инвалидностью по слуху. На станции Wheelchair Skills организованы захватывающие «гонки с препятствиями» на колясках. На станции Hand Skills тренируются шить, писать, шнуровать ботинки и выполнять множество привычных действий в условиях, когда руки оказываются плохими помощниками. Конечная станция Q&A – место, где все участники могут поделиться своими впечатлениями, идеями, а также задать любые «неудобные» вопросы и получить на них ответы от людей с инвалидностью.

Мы видим, с какой открытостью и интересом сегодня относится деловое сообщество к вопросу инклюзивного трудоустройства, как работодатели заинтересованы в создании комфортной среды для людей с различными особенностями здоровья. И это отношение делового мира мотивирует нас на работу».

А мы напоминаем, что в сервисе Worki есть специальный атрибут «Для людей с ограниченными возможностями», который можно проставить в вакансию и в фильтры приложения для соискателей. Так мы способствуем росту числа подобных вакансий и пытаемся привлечь больше соискателей. Мы предлагаем работодателям, в компаниях которых есть необходимые условия, добавлять этот атрибут в объявления. Совместными усилиями мы сможем поспособствовать развитию среды равных возможностей для всех работников в нашей стране.

Больше статей – в нашем блоге.
А еще у нас есть
телеграм и фейсбук.