Пословица гласит: «Встречают по одежке, провожают по уму». Или часто слышишь: «Ой, видела такую красивую девочку! Но как рот открыла!..» Вот так нас речь и определяет). Оценивают нас, как специалистов, принимая по собеседованию на работу, тоже по нашей речи. Ей нужно заниматься. Вернее, нам нужно заниматься речью, и нам нужно учить наших детей красиво говорить.
Но это маленькое отступление, другая история, о которой поговорим в следующий раз. А сейчас попробуем научить ребенка различать речь и часть речи.
Речь – это форма общения между людьми посредством языка. Речь бывает устной, письменной и внутренней.
Письменная речь излагается на бумаге буквами, это та речь, которую мы читаем и записываем.
Устная речь – это говорить и понимать говорящего, т.е. это то, что мы слышим и произносим нашими «устами» (губами) (это читать вслух, слушать говорящего, петь песни, декламировать стихи, разговаривать).
Внутренняя речь – это речь мысленная, в народе говорят «про себя, пожалуйста». Это речь, которую мы формируем в голове (наши размышления, фантазии), мы проговариваем ее в голове, но не вслух.
Наша речь состоит из предложений. Каждое предложение состоит из слов. Каждое слово является частью речи. Выходит, слова – это маленькие кусочки речи (этим они и отличаются от речи), но их речью не назовешь, потому что слова нужно сложить в предложения, а порядок предложений построить таким образом, чтобы в результате мы услышали текст со смыслом.
Речь – это текст (произнесенный, услышанный, придуманный, написанный). Если мы текст произнесли, услышали – это устная речь. Если текст написали – это письменная речь. Если придумали – это внутренняя речь.
(Ребенку все нужно наглядно показать и рассказать, поэтому вопрос, который вы хотите до него донести, освещайте со всех сторон понятными для него терминами. Если он что-то не понимает, попробуйте по-другому рассказать, другими словами , «с другой стороны подойти» )
Текст – это тип речи.
Повествовательный тип речи – рассказываем о том, что с нами когда-то случилось (какое-то событие, случай, историю).
Описательный тип речи – описываем что либо (человека, животное, какое-то интересное мероприятие, природу).
Рассуждение - это тип речи, где объясняется что либо (почему это произошло, какие были причины на это, приводятся примеры, чтобы доказать, что это было именно так, а не иначе).
Вроде бы, просто речь. Что сложного в этом понятии? А объяснить так, чтобы понял другой, бывает порой очень сложным делом…