В конце августа 2019 года, в преддверии очередного авиасалона МАКС, в подмосковном Жуковском у центрального въезда в Летно-исследовательский институт им. М. М. Громова открыли мемориал советскому сверхзвуковому пассажирскому самолету Ту-144. Легендарный лайнер установлен так, чтобы создавать иллюзию взлета. Место для установки жители города выбрали в ходе народного голосования — на въезде в Жуковский, у пересечения Туполевского шоссе и улицы Туполева. Сам Жуковский также выбран не зря: своим возникновением в качестве авиаграда и летно-испытательной базы мирового уровня город обязан именно Туполеву. Здесь же испытывались самые известные детища его конструкторского бюро, включая Ту-104 и Ту-144. Однако, как и почти всегда в жизни, история Ту-144 была полна не только побед и свершений, но и малоприятных событий.
В начале славных дел, или Дачная жизнь Туполева
В 1918 году «отец русской авиации» - профессор Н.Е. Жуковский предложил советским властям создать Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). Несмотря на бушевавшую гражданскую войну, он был действительно создан и, более того, стал активно развиваться. Когда встал вопрос о поиске нового места под разросшийся ЦАГИ, авиаконструктор А.Н. Туполев, объезжая окрестности недалеко от своей дачи в поселке Ильинское Раменского района, нашел подходящее место - поля вдоль берегов Москва-реки.
В 1933 году здесь была утверждена стройплощадка под ЦАГИ неподалеку от станции «Отдых» Казанской железной дороги. В 1935 году началось возведение аэродинамических труб нового ЦАГИ. В 1938 году поселку, возникшему вокруг института, было присвоено имя донбасского шахтера Алексея Стаханова. Позже поселок получил статус города и был переименован в Жуковский. В 1940 году шеф-пилот ЦАГИ - Михаил Громов представил проект Летно-исследовательского института. ЛИИ, названный именем известного летчика-испытателя, был основан по соседству с ЦАГИ в марте 1941 года. Здесь проходили испытания самолеты Ту-2, Пе-8, Ту-16, Ту-95, Ту-104, Ту-144 и множество других.
Рекордсмен 77114 - памятник самому себе
Самолет, выбранный для монумента, имеет серийный номер 77114 и был собран на Воронежском авиазаводе в 1981 году, то есть уже после того, как пассажирские перевозки на Ту-144 были прекращены. В 1983 году на этом экземпляре под наименованием «101» была установлена серия из 14 международных рекордов. В их числе: высота полета – 18200 метров с нагрузкой 10-30 тонн, средняя скорость – 2031 км/час на замкнутом маршруте в 1000 километров, 2012 км/час - на замкнутом маршруте в 2000 км. Данная машина также использовалась вплоть до 1990 года под обозначением Ту-144Д для полетов в научных целях: для исследования воздействия радиации в верхних слоях атмосферы (для оценки и устранения последствий Чернобыльской катастрофы), изучения озонового слоя планеты, аэродинамических опытов и пр.
Небольшой видеосюжет на французском языке об участии Ту-144 (борт 77114) в испытаниях, для которых американцы предпочли его "Конкорду".
Ту-144 на службе у Америки
После распада СССР и окончания Холодной войны Россия и США на довольно длительное время стали близкими союзниками. В 1990-е годы появилось множество совместных российско-американских проектов, в том числе в 1993 году началась реализация проекта, в котором участвовали ОКБ Туполева, американское космическое агентство NASA и ряд американских частных компаний. Борт 77114 был переоборудован в летающую лабораторию, в связи с чем получил обозначение Ту-144ЛЛ и второе имя – «Москва».
Кроме того, на самолете вместо двигателей ОКБ Колесова РД-36-51А были установлены форсированные «движки» ОКБ Кузнецова НК-32-1 (такие же ставились на стратегический бомбардировщик Ту-160).
В 1996-1999 годах Ту-144ЛЛ совершил в общей сложности 27 полетов в рамках совместной российско-американской исследовательской программы. Общая стоимость создания Ту-144ЛЛ оценивается в 14 миллионов долларов. Главным инвестором проекта стала американская компания Boeing, заинтересованная в создании сверхзвукового пассажирского самолета. (Еще в 1960-х годах во время гонки между СССР и Западной Европой, в результате которой были созданы сверхзвуковые пассажирские самолеты Ту-144 и «Конкорд» соответственно, американцы тоже попытались создать свой аналог, но сошли с дистанции). Максимальная скорость доработанного самолета достигала 2815 км/ч (2,3 Маха). По окончании испытаний США были бы рады выкупить машину, но Россия отказалась, так как двигатели от Ту-160 считались секретными. Самолет вернули в Жуковский, сняв с него испытательную контрольно-записывающую аппаратуру и двигатели от Ту-160. Общий налет борта 77114 в 1981-1999 годах составил около 140 часов, в том числе на сверхзвуке - более 40 часов.
Видеосюжет о Ту-144ЛЛ (борт 77114).
Полеты борта 77114 летом 1999 года стали последними (по крайней мере, на данный момент) в истории Ту-144, первый полет которого состоялся еще в 1968 году. 20 лет легендарная машина пылилась на аэродроме ЛИИ, пока наконец из нее не решили соорудить памятник. И хорошо сделали: самолет не раз рисковал пойти на металлолом. Подготовка самолета и проектной документации для установки в качестве монумента заняла около четырех лет.
Теперь их два стало…
Завсегдатаи авиасалона МАКС в Жуковском (авиасалон проводится как раз на территории ЛИИ) припомнят, что Ту-144 выставлялся там неоднократно: например, в 2007, 2009, 2011, 2013 годах…
Между тем, на борту 77114 никогда не было пассажирских кресел, так как он использовался исключительно для научно-исследовательских целей.
Дело в том, что этот самолет выставлялся на авиасалоне МАКС лишь в 1993 году, а в остальные годы посетителям демонстрировался его собрат – борт 77115. Эта машина имеет совсем небольшой налет (менее 40 часов) и использовалась под обозначением Ту-144Д для подготовки экипажа космического корабля «Буран».
Борт 77115 также базируется на аэродроме ЛИИ в Жуковском и с 2007 года доступен для посещения всем желающим во время проведения авиасалона МАКС.
Характерно, что оба самолета из ЛИИ, никогда не выполнявшие пассажирских перевозок, ныне перекрашены в ливрею «Аэрофлота» 1970-х годов.
Такое кино: Мимино из Монино
В Подмосковье по сей день находится еще один экземпляр Ту-144 – борт 77106, который действительно перевозил пассажиров, а ныне экспонируется в музее ВВС в Монино. Именно эта машина впервые в истории Ту-144 совершила первый пассажирский рейс. И именно эту «тушку» все мы видели в фильме «Мимино», по сценарию которого Ту-144 выполнял полеты в Дели и Сан-Франциско (реально советский сверхзвуковой самолет перевозил пассажиров на внутрисоюзном маршруте Москва – Алма-Ата).
Борт 77106 показан в сцене трогательной встречи грузинского «сокола», который «кур грузил» на свой «пепелац», со стюардессой на международных авиалиниях - Ларисой Ивановной. Когда Мимино сам попадает в экипаж Ту-144, в фильме показывается уже другой борт – предсерийный 68001. А пассажирский салон в фильме - вообще не из Ту-144: там показаны шесть рядов кресел, а в Ту-144 их было не больше пяти.
«Именно потому, что я ваш ученик…»
Обычно Ту-144 сравнивают с британско-французским сверхзвуковым пассажирским самолетом «Конкорд». Они действительно создавались примерно в одно время, и обе стороны не гнушались заимствовать друг у друга идеи. Но был и еще один аналогичный проект – из тех, что «не пошел в серию». Единственный сохранившийся от этого проекта экземпляр хранится в том же Монино и хорошо известен любителям авиации. Это Т-4 - легендарная «сотка» - самолет, который намного опередил свое время (титановые сплавы, новейшая электроника, дистанционные системы управления и пр.).
Самолет создавался по аналогии с американским супербомбардировщиком-ракетоносцем XB-70 «Валькирия» и предназначался для уничтожения групп авианосцев и стратегической разведки. Разрабатывался ОКБ Сухого в конкурсе с ОКБ Туполева и Яковлева и выиграл конкурс. Дело в том, что в такой важной отрасли, как военная авиация, даже в СССР была конкуренция: один и тот же проект специально поручался сразу нескольким ОКБ, чтобы выявить лучшего. Максимальная скорость полета «сотки» должна была достигать 5 Махов (1 Мах = 1100 км/ч) – реально при испытаниях была достигнута скорость 1,36 Маха на высоте 12000 метров. В полете нос самолета, как у «Конкорда» и Ту-144 поднимался, так что летчики осуществляли пилотирование только по приборам (все равно на такой скорости ничего не успеешь рассмотреть).
Военные заказали 250 машин, но после 10 успешных полетов в 1971-1974 годах проект был закрыт, а в серию пошел Ту-160. К закрытию проекта приложил руку сам Туполев. Например, на одном важном собрании он сказал что-то вроде: - Сухой такой самолет не сделает. Я это говорю потому, что он мой ученик. На что Сухой ответил: - Именно потому, что я ваш ученик, я его сделаю. И сделал. Но Туполев, видимо, не смирился с тем, что ученик превзошел его. В 1972 году Андрей Николаевич умер, и его конструкторское бюро «по наследству» возглавил его сын, а «сотка» Сухого оказалась «в пролете» (профессиональная зависть и кумовство присущи даже великим людям).
Тем более, что у Сухого был проект пассажирского варианта Т-4 - прямой конкурент Ту-144. А его чисто теоретические доработки «сотки», в ходе которых появлялись контуры совершенно нового самолета – гиперзвукового космолета с технологией «стелс», вовсе далеко опередили свое время.