Во времена Сократа и Платона, конечно, не было компьютеров, гаджетов и всяких экранов. Но мнение Сократа о книгах и письменности полностью применимо и к новым технологиям. Оно парадоксально, некогерентно и перпендикулярно нашему культурному коду. Оно позволяет в новом свете увидеть современную цивилизацию, а также ее перспективы.
Вред гаджетов
Существует много текстов психологов про разный вред гаджетов, игр и вообще экранов. Общим мнением является драматическое падение интеллекта, проблемы со зрением, развитием и социализацией. Привычна картина детей - уткнувшихся в телефоны.
Прежде всего возникает вопрос: почему? Почему телефоны, игры и видосики настолько привлекательны? Вероятно, прежде всего потому что они удовлетворяют базовым потребностям ребенка. Удовлетворение важных потребностей вызывает выделение гормонов награды и это поведение закрепляется. Ребенок становится дофаминовым наркоманом. Вот некоторые из этих потребностей:
- Потребность в новизне. Динамика, все время что-то происходит и случается.
- Потребность в сюжете. История, в которой есть храбрый герой, коварные и могущественные враги, путешествия и неожиданные открытия, собирание сокровищ, чудесные приключения, война и интриги, конфликты и насмешки над врагами. Для мозга нет разницы между реальностью и вымыслом. Если целью мозга является тренировка прогноза реальности, то это, собственно, и является вымыслом.
- Потребность в игре. В телефоне получить игру проще всего.
- Потребность в строительстве домов. Можно срубить дерево, построить свой личный дом и скрафтить себе кровать. Без дома человек быстро становится жертвой зверей или непогоды.
- Потребность в собирательстве. В классификации, коллекционировании. Легко представить предков человека, которые быстро вымерли, не обладая такой потребностью и удовольствием от ее удовлетворения.
- Потребность в фантазировании. Воображение - великая сила, практическую пользу которой трудно переоценить.
- Потребность в войне. Сообщества пацифистов ждала судьба быстрая и печальная.
- Потребность в охоте. Ловкий стрелок, снайпер, добытчик. Знаток леса и повадок животных. Настоящий индеец.
- Потребность в оружии. Человек по сути - это обезьяна, которая научилась делать ножи, с помощью которых смогла драматически улучшить свою мясную диету.
- Потребность в крафте. История человека по сути - это прогресс технологий и изобретений, сначала очень медленный, а потом все более быстрый. Поэтому любовь и потребность изобретений и крафта - результат отбора.
- Потребность в языке. Речь полезна. Она необходима для общения, обмена ценной информацией и много чего еще. Человек - это говорящая обезьяна.
- Потребность в сочинении историй. Снимать и выкладывать видосики можно даже для маленькой аудитории.
- Потребность в славе. Альфа-особи более плодовиты, поэтому самолюбие закрепляется отбором.
- Потребность в дружбе. Эта потребность особенно сильна. Сплоченная команда друзей или единомышленников может масштабировать свою эффективность в очень широких пределах.
- Потребность в личной победе. Спорт и другие соревнования.
- Потребность в частых небольших победах. Собирание монет.
- Потребность в надежде. Большой приз в отдаленной перспективе.
- Потребность в учебе. Она делает эффективным. Правила игры легко заучить и приятно им следовать.
- Потребность в мифе. Он сплачивает друзей святыми узами в команду. Единомышленники вполне могут доверять друг друга: своих не бросают.
Игра в телефоне - вполне виртуальная. Однако все эти потребности вполне реальны. И их удовлетворение, и следующая за этим дофаминовая награда - тоже.
Вред книг
Проведем теперь сравнение вреда от экранов и книг, используя первую попавшуюся статью 5 веских причин забрать у детей все гаджеты прямо сейчас:
- Книга - это плохая нянька. Пассивное чтение может воспитывать, но это все равно суррогат. А уже конфликт отцы-дети тут усиливается до крайности.
- Книги мешают спать. Только если они интересные, а иначе зачем их читать?
- С книгой особо не побегаешь. Еще меньше чем с телефоном.
- Книга не может быть другом. Казаться другом она может, но друга можно спросить, а книга молчит. Друг получается такой, немного туповатый.
- Мир книг имеет мало общего с реальностью. Тем хуже для этой реальности.
Получается, что гаджетная/мобильная/экранная деградация не вполне нова. Книжная деградация также присутствует в полной мере. Но это может не осознаваться до конца (или вообще).
Есть однако и более глубокие связи между цифровым и книжным слабоумием.
Сократ о книгах
Диалог "Федр":
"В души научившихся им (письменам) они вселят забывчивость, так как будет лишена упражнения память: припоминать станут извне, доверяясь письму, по посторонним знакам, а не изнутри, сами собою. Стало быть, ты нашел средство не для памяти, а для припоминания. Ты даешь ученикам мнимую, а не истинную мудрость. Они у тебя будут многое знать понаслышке, без обучения, и будут казаться многознающими, оставаясь в большинстве невеждами, людьми трудными для общения; они станут мнимомудрыми вместо мудрых.
Значит, и тот, кто рассчитывает запечатлеть в письменах свое искусство и кто в свою очередь черпает его из письмен, потому что оно будто бы надежно и прочно сохраняется там на будущее, – оба преисполнены простодушия и, в сущности, не знают прорицания Аммона, раз они записанную речь ставят выше, чем напоминание со стороны человека, сведущего в том, что записано.
В этом, Федр, дурная особенность письменности, поистине сходной с живописью: ее порождения стоят, как живые, а спроси их – они величаво и гордо молчат. То же самое и с сочинениями: думаешь, будто они говорят как разумные существа, но если кто спросит о чем-нибудь из того, что они говорят, желая это усвоить, они всегда отвечают одно и то же. Всякое сочинение, однажды записанное, находится в обращении везде – о и у людей понимающих, и равным образом у тех, кому вовсе не подобает его читать, и оно не знает, с кем оно должно говорить, а с кем нет. Если им пренебрегают или несправедливо его ругают, оно нуждается в помощи своего отца, само же не способно ни защититься, ни помочь себе.
Так-то это так, милый Федр, но еще лучше, по-моему, станут такие занятия, если пользоваться искусством диалектики: взяв подходящую душу, такой человек со знанием дела насаждает и сеет в ней речи, способные помочь и самим себе и сеятелю, ибо они не бесплодны, в них есть семя, которое родит новые речи в душах других людей, способные сделать это семя на веки бессмертным, а его обладателя счастливым настолько, насколько может быть человек."
Тут Сократ, который по мнению оракула являлся мудрейшим из людей, в частности, утверждает:
- пассивное чтение изменяет невеж, но не делает их мудрецами;
- но превращает их в причудливых дураков; общество составленное из таких особей будет странным местом;
- альтернативой чтению является диалектика, под которой понимается дотошное, полное и честное критическое исследование;
- читателям оно недоступно;
- писатели следуют законам спроса рынка дураков, умножая их количество; прежде всего они заняты их моральным просвещением;
- литература похожа на живопись: она тоже является искусством.
Выводы
Книги и книжная культура - опасное, тотальное и мерзкое зло, которое скрывается под маской добра, культуры и просвещения.
Примерно так же телефончики что-то скрывают под маской прогресса?
Но если эту волну нельзя победить, то можно ли ее как-то возглавить?