В СССР 30-40-х были и другие известные актрисы. Жена режиссера Герасимова Тамара Макарова, жена Пырьева Марина Ладынина, жена режиссера Ромма Елена Кузьмина, Валентина Серова, Людмила Целиковская, Лидия Смирнова. Однако только Любовь Орлова имела статус настоящей "звезды" западного толка. Роскошные наряды, знаменитая дача во Внуково, приемы в Кремле - все объяснялось не только замужеством за режиссером Александровым и чередой популярных фильмов. Любови Орловой благоволил сам товарищ Сталин- и это многое объясняло.
Парадоксально, но сама Орлова Сталина не любила - видимо, слишком сильно впечатлил ее судьба репрессированного первого мужа, высокопоставленного функционера, арестованного в 1930-м. Но, конечно, эта неприязнь оставалась глубоко личным секретом - со своим новым мужем Григорием Александровым они были едва ли не самой процветающей и обласканной парой советской творческой богемы.
Другой парадокс состоял в том, что статус супер-звезды голливудского толка Орлова добилась в условиях закрытости советского проката и от Голливуда, и от европейского кино. Не секрет, что Александров без стеснений заимствовал приемы и стилистику американских фильмов, а облик Орловой в"Веселых ребятах" лепил по примеру Марлен Дитрих. Но советский зритель не видел ни Дитрих в "Голубом ангеле" (цилиндр, короткое платье, длинные стройные ноги), ни американские мюзиклы - так в отсутствии конкуренции рождался образ Орловой-звезды мирового уровня.
И снова парадокс - звездой "мирового уровня" Орлова не была. Да, пела и танцевала, но если бы советский зритель видел голливудских звезд типа Джинджер Роджерс или Марты Рэй, виртуозную хореографию заокеанских музыкальных фильмов, то вряд ли бы оценил скромные танцевальные способности Орловой. Да и по части вокала та же юная Дина Дурбин легко переиграла бы советскую кино-диву. Даже в Германии Марика Рекк выдавала такую чечетку и так лихо с прыжка садилась на шпагат, что дух захватывало. Но в СССР таких фильмов видели совсем немного.
Еще один парадокс - и в СССР Орлова не была самой талантливой актрисой. По крайней мере, не так блестяще одаренной, чтобы считаться настолько недосягаемой звездой. Тамара Макарова была глубже и человечнее, Марина Ладынина и Лидия Смирнова - обаятельны и музыкальны, Валентина Серова - женственнее и тоньше. Они тоже были знамениты и успешны - но ни одна не достигла такого статуса "небожительницы".
Да и актерская техника Орловой сегодня кажется достаточно ограниченной - это мое субъективное суждение. Недавно пересмотрел ряд ее фильмов и был разочарован по сравнению с детскими впечатлениями 70-х. Возьмем "Волгу-Волгу". Проблема даже не в том, что с великим Игорем Ильинский в роли бюрократа Бывалого Орлову невозможно сравнивать. Проблема и не в том, что эпизодические персонажи - водовоз с "без воды и не туды и ни сюды", незадачливый капитан, да любой лесоруб с "Севрюги" - выглядят органичнее и убедительнее. Проблема в том, что без всяких сравнений актерский арсенал Орловой - откровенное переигрывание и несколько стандартных выражений лица
В 1947-м вышел, наверное, лучший фильм Орловой-Александрова "Весна", настоящий шедевр советской комедии. Орлова была на высоте в двойной роли - меньше наигрыша, чем когда кинозвезда изображает простушку-письмоносицу Стрелку, больше органики, когда звезда экрана играет столичную актрису и знаменитую женщину-ученого. В 49-м вышла "Встреча на Эльбе" - и это последняя более или менее успешная работа дуэта.
В 60-м Орлова и Александров пытались повторить былой успех, но фильм "Русский сувенир" с треском провалился - настолько старомодно и нелепо выглядела эта натужная комедия. А последняя работа дуэта "Скворец и Лира" (1974) вообще не была выпущена в прокат, настолько слабо смотрелся фильм легендарной пары в 70-х.
Ни в коей мере не принижаю таланты Орловой. Ее фильмы смотрят до сих пор, имя окружено уважением поклонников всех возрастов. Но при этом очевидно, насколько зависит судьба актрисы от случая, от "счастливой звезды", от удачи. Бесспорно талантливая, но не самая одаренная, не самая техничная, не самая утонченная актриса стала главной звездой своей эпохи - а это бесспорно счастливая судьба!