Какой была типичная этрусская внешность? Учёные давно пытаются найти ответ на этот вопрос. Предполагается, что этнически они наиболее близки к армянам, индусам и цыганам. Созданный в 1947 г. фонд CIBA в 1958 году собрал в Лондоне коллоквиум по медицинской биологии и происхождению этрусков. На нём антропологи разных стран представили результаты столетнего изучения останков, найденных в этрусских захоронениях. Итальянский учёный Джузеппе Серджи изучил 44 черепа, найденные в гробницах семи городов Этрурии, и идентифицировал среди них 34 долихоцефала (этот термин означает вытянутый череп) и мезоцефала (череп средней формы) и 10 брахицефалов (круглоголовых): длинные и средние черепа могли принадлежать захватчикам, пришедшим с Востока, а широкие — коренным жителям. Но ему тут же возразили, что такие черепа в целом характерны для средиземноморской расы, господствовавшей во всей Южной Европе с эпохи неолита.
Английский исследователь Гейвин проделал такое обобщение: «Поверхность черепов этрусков гладкая, надбровные дуги выражены слабо. Боковые стенки черепной коробки, если посмотреть на них сверху, не параллельны, как это характерно для средиземноморских долихоцефалов, а сходятся впереди. В области париетальных костей череп широкий, а лоб узкий. Глазницы расположены высоко и имеют округлую форму, нос тонкий». Этому описанию вполне соответствует изображение супружеской четы с саркофага из Черветери: «удлиненное лицо, тонкий нос, узкий и высокий лоб без выпуклых надбровных дуг, немного вытянутая форма головы».
Саркофаг из терракоты, найденный в Черветери (Цере), хорошо известен. Он даже существует в трех практически идентичных экземплярах: один находится в Лувре, второй в музее Вилла Джулия в Риме, а третья копия в Британском музее. На голове у женщины «tutulus», головной убор наподобие сахарной головы, который часто носили этрусские дамы в древние времена. На ногах «calcei repandi», традиционная этрусская обувь с острым, загнутым кверху носком. Лица супругов напоминают лица статуй крито-микенской и ранней греческой культуры. Что касается мужчины — по словам французского учёного Шарля Пикара: «этот тиррен с окладистой бородой, овальным, почти треугольным лицом, раскосыми глазами и пышными волосами, свободно ниспадающими на плечи, мог бы родиться среди эгейских пастухов».
Следует ли отсюда вывод, что на саркофаге из Черветери этруски изображены именно такими, какими они были на самом деле, и что вельможи и знатные дамы при дворе Тарквиниев походили на эту терракотовую пару? К сожалению, здесь скорее заметно влияние ионического стиля изображения внешности людей. Этруски позаимствовали в Малой Азии и Греции каноническое представление о плавной линии лба, прямом носе, миндалевидных глазах и особенной улыбке, которое во многом определяло собой тот образ, что должен был остаться после их смерти. Так что в надгробных изваяниях древних времен они предстают перед нами словно бы в масках. Но к счастью, более раннее этрусское искусство тяготело к реализму. На крышке одного из саркофагов можно увидеть пожилого мужчину с весьма солидным животом и брюзгливым выражением лица.
Кроме саркофагов, сохранилось множество образцов этрусской керамики, на которой встречаются портреты горожан, каких можно было встретить на рынке или на прогулке по главной улице по вечерам: красотку с горящими глазами или сварливую тетку с недовольным видом, атлета с роскошной фигурой или насупившегося книжника, круглощекого ребенка или старуху в платке.
В этой галерее правдивых портретов, какой не создал ни один другой народ, можно найти огромное разнообразие человеческих типов и лиц, тонких и грубых, энергичных и безвольных, хитрых и глупых, в которые природой и жизнью заложены все мыслимые психологические комбинации. Однако внешне в этрусках нет ничего похожего на облик, который принято называть «восточным».
Перед нами предстают такие же итальянцы, каких можно встретить и сегодня. Среди них нет ни одного багдадского халифа, ни одного венецианского купца. Зато есть тосканские крестьяне, кондотьеры, каноники, римские императоры, юные Бонапарты, а на одной урне из Вольтерры — пара шестидесятилетних стариков, живущих в ладу и согласии, как Филемон и Бавкида у Овидия. Мысленно совершая прогулку по улицам Тарквиний и Вей, можно наделить их обитателей такими же чертами, как у людей, которые сегодня гуляют по Флоренции. И последняя черта в довершение картины: этрусские женщины были гораздо ниже ростом, чем мужчины. Ученые сравнили длину найденных скелетов и выяснили, что средний рост мужчин составлял 164 сантиметра, а женщин — 155.
Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.
© Булат Мамлиев