Критикуя школу, мы попадаем в эмоциональный круг. Согласно всем известным законам психологии сливаемся с объектом критики. Привязываемся к школе и даже начинаем ее любить.
Как враги становятся друзьями
- В моем детстве по-настоящему подружиться можно было только подравшись. В этом не было ничего критичного. "Драки" младших школьников - обычная возня. Вид общения на телесном уровне.
Или другой пример.
- С какой из европейских стран мы сегодня дружны более всего? С той, что освобождали от фашистов, помогали восстановить экономику? Я Вас умоляю!.. Мы обнаруживаем "общие интересы" с самым злейшим врагом, хуже которого во всей истории нашей не было!
Так что, осторожнее с критикой школы.
Эффект старухи - “Владычицы морской”
Чем яростнее мы критикуем школу, тем сильнее вовлекаемся в "процесс". И перестаем замечать реальные пути спасения. Единственная, но пагубная страсть овладевает нами.
Начинаем хотеть "еще более"
- сильного учителя,
- лучшую школу,
- опытного репетитора.
“Да чтобы подешевле!”
- Хотите узнать, как критику превратить во что-то более полезное?
- Перестать непрерывно хотеть "нового корыта"?
Зачем? чтобы не оказаться у разбитого.
С чем вы сравниваете школу?
Для меня критика это анализ местности, поиск возможностей. В отличие от "ругать отдельное болото".
- “Воняет непотребно, пиявки ползают да лягушки прыгают, да тина болотная кругом!”
Согласен, отличная метафора школы, но что с того? Так и будем у грязной лужи сидеть, возбуждаясь и проклиная?
А что кроме болота бывает, задумывались?
По сравнению с чем “плохо”?
Давайте возьмем карту образовательной местности и осмотримся.
Карта образования
- “Ага ... Это что вооон там, справа? Гора? Красивая-то какая! Воздух на вершине чист, а виды какие - дух захватывает! Это вам не болото ... Но слишком высока. Лезть опасно”.
- “А там что, слева? Дорога? Ровная-то какая, да гладкая. Но подозрительная: идут по ней люди стройными рядами и исчезают вдали. Интересно: куда исчезают?
- “А вон там, между болотом и горой - что за тропинка нарисовалась?”
У каждого свои ассоциации.
- Для меня “гора” - это семейное образование. Да, страшно. Да, слабо предсказуемо потому, что мало кто ходил. Да, не комфортно (по той же причине: "не как все"). Но зато и результат зависит от меня и возможный приз велик.
- “Столбовая дорога” - это физ. мат. гимназии, “математическая вертикаль”, “лучшие школы”. “Свежо предание, да верится с трудом”. Да и статистика не подтверждает обещания.
- Ну, а болото …
А что эти метафоры значат для Вас?
Я не знаю. Но знаю, что "Критика чистого разума" не помогает, а изматывает. И. Канту не место среди нас :)) Давайте поищем практичные альтернативы, сравним их. А теорию приделаем потом.
- Как минимум, это поможет “отклеиться”, снимет часть эмоционального заряда.
- А как максимум - и такое бывает сплошь да рядом - обнаружатся “очевидные” решения, которые в пылу критики были не видны.
----- ----- ----- ----- ----- ----- ----- ----- ----- ----- ----- ----- ----- ----- ----- ----- -----
Подписывайтесь на обновления канала и ставьте лайк, если тема Вам интересна.