Панические предпосылки
Уверенность в победе "Третьего рейха", сыграла с ним злую шутку. Заставив управление вооружений в спешном порядке, подготовить техническое задание, на разработку танка способного на равных бороться с советскими Т-34 и КВ.
В ноябре 1941 года, была организована комиссия, в состав которой входили: майор Руден, старший советник Книпкамп (оба из WaPruef 6 – министерство вооружений), конструктор Ф. Порше, управляющий фирмой Steyr доктор Хаккер, доктор Роланд (фирма Vereinigte Stahlwerke), управляющий фирмой Daimler-Benz Вунтдерлих, управляющий артиллерийского отдела фирмы Krupp Дорн, ведущий инженер фирмы Henschel Адер, инженер фирмы MAN Освальд и ведущий инженер фирмы Rheinmetall Циммер.
Данную комиссию принимали офицеры штаба армии во главе с Г. Гудерианом. После первого совещания, Гудериан высказал своё мнение по поводу военной кампании против СССР.
«Во время польской и французской кампаний, а также во время первых боев в России, наши танки имели превосходство над машинами противника. Но уже за Березиной мы столкнулись с тяжелыми танками русских, превосходящими наши и имевшими толстую броню и мощное вооружение. При нашем дальнейшем движении на восток количество новых тяжелых танков русских становилось все больше, в то время как количество наших боеспособных танков уменьшалось. Это было связано как с возросшими боевыми потерями, так и с малым количеством и медленной поставкой необходимых для ремонта запасных частей. В настоящий момент русские имеют столько же танков, сколько и мы. Но для восстановления утраченного превосходства нам необходим новый более совершенный танк. Во время кампании в России мы столкнулись с рядом серьезных непредвиденных трудностей – обилие пыли летом приводило к быстрому выходу из строя двигателей, а осенняя распутица сделала дороги совершенно непроходимыми, даже для танков. Для движения по ним требуются танки с меньшим удельным давлением на грунт. Добавила проблем и наступившая зима – отмечаются случаи замерзания гусениц, а глубокий снежный покров затрудняет движение. Советские 44 и 52-тонные танки вооружены 76,2-мм пушкой и тремя пулеметами... Толщина брони корпуса достигает 80 мм (иногда она усилена до 100 мм), башни – 100 мм. Броневые листы установлены под большими углами наклона, что часто приводит к рикошету даже 88-мм снарядов. Русские танки быстрее и подвижнее наших Pz. III и Pz. IV.»
Проектное задание тяжёлого танка
В этом же году министерством вооружений было создано проектное задание, с такими техническими характеристиками: боевая масса — 35 т, скорость — 55 км/ч, удельная мощность — 22 л.с./т, броня — 60 мм, длинноствольное орудие 75 мм, проект условно назвали “Пантера”, а номер модели обозначили VK3002. Тут, также, были исполнены просьбы с фронта и от того же Гудериана. Он просил, установку более мощного орудия, которое способно пробивать броню советских танков, широкие гусеницы и мощный двигатель. Данное задание, поручили двум фирмам — Daimler-Benz и MAN. Проще говоря, немецкое командование хотело, чтобы их промышленность создала конкурента Т-34, сбалансированную машину во всех смыслах. В нашем танкостроении, уже давно ходило основные характеристики, при проектировании танков: огневая мощь, защищённость и подвижность.
К 1942 году, два образца были готовы и представлены для показа комиссии. Даже сам Гитлер следил за разработкой будущей грозной машины. Военное руководство предлагало с одной стороны полностью скопировать Т-34 и даже поставить дизельный двигатель фирмы Daimler-Benz MB-507. Такой проект был реализован компанией Daimler-Benz, конструкторы фирмы полностью повторили советский танк и даже спроектировали дизельный двигатель. В разработках участвовали и другие фирмы. Так, например фирма Rheinmetall изготовила башню и пушку для будущего хищника. В фирме MAN, взяли на вооружение эту разработку и приспособили к своему шасси, а тем временем Daimler-Benz изготовила полностью новый танк самостоятельно, за исключением пушки и других элементов. Но к 1942 году не успела полноценно поставить орудие в свою башню. Тем самым, проиграла конкурентную борьбу. Комиссия также посчитала минусом, то, что использовавшийся двигатель фирмы Daimler-Benz, не был серийным, а начало серийного производства "Чёрного хищника" необходимо было начать уже в декабре 1942 года. В итоге победила компания MAN, на их машине был установлен серийный двигатель "Майбах" HL230P30 в 650 л.с. Фюрер, требовал к началу Курской битвы минимум 200 “Пантер”.
Сложности и производство
К процессу производства подключили большое количество различных фирм. Основные производители были: MAN, Daimler-Benz, MNH, Henschel. Тут можно сказать, что в Германии процесс производства был иным, по сравнению с нашим. В советском союзе разработку боевой машины делали на одном предприятии, в котором разрабатывали полностью – бронекорпус, трансмиссию, башню и установку вооружения, а далее, для массового производства, передавали чертежи смежным предприятиям. Единственным исключением было производство – электроники, вооружения и силовой установки. Как же обстояли дела в серийном производстве танков в Германии? Дело в том, что фирма, которая начинала разработку, создавала только шасси танка, а далее, используя детали других компаний, собирала всё это воедино. Например, башню и пушку, собирала компания Rheinmetall. Другие компании, разрабатывали трансмиссию, третьи оптику, четвёртые бронекорпус и так далее. Всё это, приводило к сложному процессу по обмену чертежами и порой слабым звеном, была нехватка каких либо деталей, либо промедление их поставок. Получается что Вермахт, заранее был обречён на поражение, против нашей страны.
Что же касаться выполнения плана Гитлера? Его выполнили и к апрелю 1943 года, в войска поступили 200 новые машины под обозначением Pz. Kpfw V “Panther” D. Компания МАН выпустила за этот период – 84 машины, Daimler-Benz – 91 машина, MNH – 61 машина, Хеншель – 26 машин. А всего в период с ноября 1942 – 1945 года, было выпущено 5976 “Пантер”.
Первое применение в бою
К операции "Цитадель", Вермахт подготовил 200 "Пантер", снабдив ими 51-й и 52-й танковые батальоны, данные батальоны были сведены в 39-й танковый полк. Наступление проводили севернее Курска. Исторические сведения говорят о том, что Гитлер торопил военную промышленность, те в свою очередь поставили необходимое количество новых танков, но они были плохого качества и часто выходили из строя, даже будучи, не побывав в бою. Также, были плохо подготовлены экипажи танков. Даже простейшее использование радиостанций и взаимодействия между подразделениями, экипажам не было продемонстрировано. Те в свою очередь, обучались этому делу в бою. Всё потому что режим радиомолчания, действовал во всех подразделениях Вермахта перед наступлением. Соединения "Пантер", действовали неумело, в большинстве случаев кучковались, подставляя уязвимые места новых боевых машин.
В одном из подразделений, две пантеры просто сгорели, ещё на этапе подготовки к наступлению. В этом можно винить производителя, который в спешном порядке изготовил не доведённую до ума топливную систему. Лобовая броня "Пантер" была крепкой, пробить её могла советская 76 мм пушка, только с дистанции 1000 метров. В тоже время пушка "Пантеры", могла пробить броню Т-34 с дистанции 2000 – 2500 м, даже был один случай, что экипаж "Чёрного хищника", подбил Т-34 с дистанции 3000 м. Советские истребители танков, умудрялись с противотанковых ружей, пробивать стволы Пантер, тем самым выводить их из строя. Ставка вермахта, возложила большие надежды, на этот сырой танк и он не оправдал их.
В дальнейшем, после большого количества внесённых изменений и доработок топливной системы, пожароопасность снизилась и "Чёрный хищник" стал грозной машиной, особенно "Пантеры", эффективно использовались против союзников на Западе.
Итоги
Итоги таковы, разрабатываемый серийный танк, должен был стать массовым, но на деле, Германская промышленность не потянула такие большие объёмы. Тем временем советская и американская промышленность, выпускала свои средние танки по 1000 штук в месяц. Да, Т-34 и Шерманы (M4) уступали танкам нацистов, но их было в изобилии на западном и восточном фронте.
Читайте также интересные исторические статьи на моём канале:
Ставьте лайки, подписывайтесь на канал. Спасибо, что дочитали эту историческую статью. Удачи Вам!