Если существует метафизика, то можно говорить и о метареализме как художественном направлении. Но вот вопрос- "через что?".
В плане ремесла здесь "спотыкаешься" на том, что в теории драматургии принято называть "событийным рядом". По "инженерному" конструированию событий существует много приемов и технологий, хорошо известных любому сценаристу или режиссеру. Но вот заморока - почти не встречал работ по темпо-ритмической плотности событийного ряда.
Я глубоко убежден, что событийная плотность бытия лежит в основе трансформации (или ломки?) существующих взглядов, убеждений, пристрастий. Это похоже на преломление луча света в разных средах. Более плотная субстанция переломит луч иначе, чем менее плотная.
Или, другими словами, боль короткая, внезапная и страдание, растянутое во времени, изменят человека по-разному.
После "Четырех минут тишины" Кейджа примерно ясно, куда ведет разряжение,"вакуумизация" событийной плотности художественного произведения. Но вот вопрос, который меня очень волнует сегодня- куда ведет "разгон", уплотнение событийной плотности? Существует ли предел?
В классическом кинематографе считалось, что план длительностью менее 2-х секунд недопустим, так как не может быть прочтен зрителем. Для современного клипмейкера план длительностью 8 кадров, т.е. примерно в 1/3 секунды - уже очень длинный.
Что будет, если мы "разгонимся" до минимальной длительности плана в 1 кадр, т.е 1/25-ю секунды? Произойдет ли явление, схожее с турбулентностью, т.е. качественным изменением потока событий? Придем ли мы в результате к метареализму, новому горизонту духовной жизни или - результатом уплотнения станет художественная черная дыра, коллапс, антиматерия и-или анти-жизнь?
Понять это предстоит очень быстро, возможно, мгновенно. Сразу забыть.
Автор: Даниил Деведжиев, режиссер, директор и преподаватель Мастерской Арт-Станок
Фото: Павел Богданов