Чаще всего об этом спрашивают дети, фрустрированные ДЗ, оценками и экзаменами. Немного реже - взрослые, которые выросли из этих детей. На первый взгляд вопрос кажется разумным. Но если присмотреться, то он стоит в ряду таких же однотипных вопросов:
- Зачем носить галстук?
- Зачем завязывать шнурки?
- Зачем вообще одеваться?
- Зачем учить английский?
- Зачем ходить в школу?
- и т.д.
Наивные и глупые вопросы вполне могут иметь сложные ответы, но в данном случае это не совсем так, потому что главный ответ очевиден.
Для того чтобы сдать экзамены
Высокая оценка ЕГЭ позволит получить лучшее образование, лучшую карьеру и увеличит шансы на более высокую зарплату.
Однако эта зависимость носит неопределенный характер и должна изучаться для уточнения этой неопределенности.
Кроме этого, школьная математика, кажется, не учит математике.
Для развития навыков решения сложных задач
Повысит уверенность в себе для решения широкого круга проблем из разных областей на основе логики, анализа и алгоритмизации.
Однако навыки уверенного поведения можно развить разными способами. Кроме этого, математика не учит практичности, поэтому математики часто кажутся глупыми вне своей сферы или просто имеют сравнительно низкий доход.
Вполне вероятно, что успешность и карьера не связаны с успехами в школьной математике.
Тем не менее, вполне возможен вариант (и есть много примеров), когда математикофоб не развивает формальное мышление и остается наивным и глуповатым, даже сделав хорошую научную карьеру.
Математикофоб - это тот, кто спрашивает зачем нужна математика. Причина этого глупого вопроса состоит исключительно в тревожности, развившейся на почве школьной фрустрации.
Еще есть вариант, когда формальное мышление развито хорошо, а критическое плохо.
Математика является, вероятно, главным, но далеко не единственным предметом, способным вызвать фобию. Другие частые - химия, английский. Другие объекты для фобий - поэзия, современное искусство, философия.
Для измерения потенциала ученика и других метрик
Это уже чисто техническая вспомогательная цель.
Когда ребенок решает типовую известную или новую сложную задачу, то это дает информацию о его навыках и даже частично о его потенциале. По решению серии задач на протяжении какого-то отрезка времени можно сделать прогноз о потенциале, т.е. способности решать определенный класс задач в будущем.
Однако таких универсальных формализованных методик, кажется, пока нет. Тем не менее, интуитивный прогноз возможен по выборке любого размера, сколь угодно маленькой. Качество этого прогноза измерить в момент его выдачи трудно, но его логику можно записать, чтобы вернуться к ней в будущем для оценки относительной достоверности.
Потенциал можно развивать
Образование и карьера ребенка заслуживают тщательного планирования и детального обсуждения. Это обсуждение должно завершаться подробным письменным отчетом. Планирование может стать постоянным, включая в себя зависимость от результатов инвентаризации новых возможностей, а также новых идей. Ребенок должен принимать активное участие в таком планировании и как объект и как субъект.
Планирование предполагает постановку целей и выбор метрик. Цели могут финансовыми или предметными. Но метрики — это более конкретная вещь. Речь идет о решении тех или иных задач с внешней перепроверкой, прохождении испытаний или экспериментов (не только на математические способности или психотип, но и на силу воли, уверенность или жизнестойкость).
Использование ЯКласса
Для проверки и развития навыков можно использовать, например, онлайн-систему ЯКласс. Там есть много арифметических и других задач по всем предметам с автоматической проверкой.
Другое мнение
Цитата по книжке Забелина А.В. и Сорокиной С.Ю. "Дверца в математику", это ведущие топовых маткружков на Малом Мехмате, школах 57, "Интеллектуал". Они пишут, что арифметическая тренировка в начальной школе подавляет умение и привычку мыслить. Математика становится неинтересной и непонятной. В средней и старшей школе формальные алгоритмы и действия по образцу не вызывают ничего кроме скуки и злости. Поэтому многие дети попросту лишены представления об интересной и красивой математике. Поэтому и нужны кружки, которые якобы способны компенсировать эти недостатки. Потому что в кружках дети вместо заучивания и тренировки занимаются придумыванием, поиском, открытиями, пониманием.
Так это или нет - я не знаю. Кружки, бесспорно, могут быть полезны. Но реальный рост, кажется, может быть только под спортивной нагрузкой, а в кружках этого нет. Ну это примерно как занятия в секции бокса не дадут результата без спаррингов с все лучшими бойцами и соревнований. Но победителей не может быть много: три призовых места только для трех человек.