Памирцы– ряд малочисленных иранских народов, населяющих
высокогорье Памира. Область расселения – Бадахшан,
разделённый между Таджикистаном и Афганистаном, Таджикский
автономный уезд Китая, а также северные горные районы
Пакистана. Говорят на разнородных памирских языках
восточноиранской группы иранской ветви индоевропейской
языковой семьи, близких к осетинскому. Вероисповедание —
исмаилизм.
Крупные исследователи сходятся на мнении, что
предками памирских народов является скифское племя саков,
которое, по археологическим раскопкам, проникло на
территорию Памира и северо-западной Индии в VII – VI вв. до
н.э. Затем саки разделились на несколько групп. Одна осела в
бассейне Гиломенда, впоследствии образовав страну Сакистон
(Систан). Другая группа проникла в Кашмир. Третья — осталась на
Памире, сформировав ряд памирских этносов.
О пребывании саков на Памире свидетельствуют древние захоронения, самые ранние из которых датируются VII – VI вв. до н.э.
Предполагаемая численность памирских саков в то время могла
составлять 10 – 15 тысяч.
Из-за труднопроходимых гор многочисленные попытки завоевания Памира в древности крупными державами либо терпели фиаско, либо оканчивались установлением временной номинальной зависимости от внешнейвласти. Фактически вплоть до XIX в. памирские земли
представляли собой независимые или полунезависимые
княжества. Всё изменилось после того, как Российская и
Британская империи вступили в борьбу за Среднюю Азию.
В 1883 г. Западный Памир оказался оккупирован афганским эмиром
Абдурахманханом, находившимся под английским влияном. В истории памирских народов это один из самых тяжёлых
периодов. Люди уничтожались целыми кишлаками. Почти всё
мужское население Западного Памира было истреблено, а
женщины превращены в афганских наложниц.
В 1895 г., согласно договорённости между Россией и Англией, Восточный Памир вошёл в состав русского государства. Западная часть
региона сперва оказалась под влиянием Бухарского эмирата, а
затем — Афганистана. Граница, которая существует до сих
пор, про- шла по реке Пяндж, разделив памирцев «по живому».
В бескровном присоединении Памира к России большой вклад
внесли представители духовенства — исмаилитские пиры. В
царской России они пользовались авторитетом у власти и
большим влиянием на народ. После победы Октябрьской революции
отношение к ним власти резко изменилось.
В 1925 году была образована Горно-Бадахшанская автономная область. А в тридцатые и сороковые годы XX в. начались массовые репрессии духовенства и интеллигенции. В результате почти вся
памирская элита была либо депортирована, либо расстреляна.
Памирские народности вдруг перестали считаться отдельными
этносами, и им было дано общее название – горные или
припамирские таджики. Несмотря на это, с приходом
советской власти в Бадахшане начались экономические,
научные и культурные преобразования. Горы Памира стали
исследоваться учёными – были покорены их высочайшие
вершины. Памирцы стали одной из самых образованных наций в СССР.
В некоторых областях Бадахшана (особенно на западе) в разное
время памирские языки были вытеснены таджикским, и теперь
местные жители общаются только на дари. Языком
межнационального общения памирцев, проживающих в
Таджикском автономном уезде Китая, является уйгурский.
Также в Пакистане урду (один из двух офици- альных языков
страны) постепенно вытесняет родной язык ваханцев и йидга.
В Бадахшане бурно развивалась наука и искусство. В столице
автономии – Хороге – были образованы университет и ряд
научноисследовательских институтов. В настоящее время
всего памирцев насчитывается около 300 тысяч. Из них больше
всего шугнанцев (ок. 110 тыс.) и ваханцев (ок. 70 тыс.). Более
малочисленные памирские этносы: рушанцы (ок. 30 тыс.),
сарыкольцы (ок. 25 тыс.), йидга (ок. 6 тыс.), мунджанцы (ок. 4
тыс.), ишкашимцы (ок. 1500 чел.), сангличцы (100-150 ).
Наиболее тесно духовными и кровными узами памирцы связаны с
несколькими малочисленными народностями, проживающими по
соседству. К ним относятся калаши, бури .