Найти в Дзене
НАУКА из первых рук

Однополый секс у самок-бонобо – залог их социального успеха

Обезьян бонобо, наших самых ближайших родственников наряду с шимпанзе, часто называют «хиппи среди животных». Эти миролюбивые создания отличаются отсутствием строгой групповой иерархии и довольно беспорядочным и разнообразным половым поведением. Именно поэтому бонобо были выбраны для исследования роли и механизмов однополого сексуального поведения в поддержании социальных взаимоотношений  Сексуальные взаимодействия между однополыми партнерами характерны для очень широкого диапазона животных, от дрозофил и тропических рыб до дельфинов и обезьян. При этом такое половое поведение отличается большим разнообразием. Так, для многих видов подобные контакты – редкие события, вызванные отсутствием партнеров противоположного пола. Однако для самцов и самок некоторых видов (например, дельфинов-афалин и обезьян бонобо) однополые взаимодействия являются обычной практикой, а японские макаки их даже предпочитают. Такое удивительное разнообразие и видовая специфичность однополого сексуа

Обезьян бонобо, наших самых ближайших родственников наряду с шимпанзе, часто называют «хиппи среди животных». Эти миролюбивые создания отличаются отсутствием строгой групповой иерархии и довольно беспорядочным и разнообразным половым поведением. Именно поэтому бонобо были выбраны для исследования роли и механизмов однополого сексуального поведения в поддержании социальных взаимоотношений 

Сексуальные взаимодействия между однополыми партнерами характерны для очень широкого диапазона животных, от дрозофил и тропических рыб до дельфинов и обезьян. При этом такое половое поведение отличается большим разнообразием. Так, для многих видов подобные контакты – редкие события, вызванные отсутствием партнеров противоположного пола. Однако для самцов и самок некоторых видов (например, дельфинов-афалин и обезьян бонобо) однополые взаимодействия являются обычной практикой, а японские макаки их даже предпочитают. Такое удивительное разнообразие и видовая специфичность однополого сексуального поведения невольно вызывают вопрос: в чем же выгода, и какие функции исполняет оно в популяции? 

Для объяснения этого феномена возникли разные гипотезы. Например, что таким образом в группе могут устанавливаться и поддерживаться дружеские социальные связи, либо снижаться социальная напряженность и внутривидовая агрессия (те же бонобо могут использовать подобный сексуальный контакт как форму примирения после конфликта). Обе эти гипотезы трактуют роль однополого сексуального поведения как средства достижения совместных социальных результатов – взаимной поддержки и защиты, совместного использования ресурсов. 

Эти предположения были проверены в исследовании, проведенном учеными из Института эволюционной антропологии им. Макса Планка (ФРГ), Гарвардского университета и Института биологии сельскохозяйственных животных Лейбница на диких обезьянах бонобо, обитающих в тропическом лесу Луи-Котале в Национальном парке Салонга (Конго). 

Бонобо являются особенно многообещающей моделью для исследования различных функций сексуального поведения, так как известны своей «гиперсексуальностью». К тому же эти обезьяны миролюбивы, для их сообществ характерны беспорядочная система спаривания, отсутствие «мужского» принуждения к сексу и немалая доля «матриархата», в том числе женский контроль над сексуальными партнерами. 

Наиболее тесные связи самки-бонобо устанавливают со своими сыновьями, которых опекают всю жизнь, помогая им в социальных взаимодействиях. Они также активно сотрудничают между собой, особенно при добыче и защите продовольственных ресурсов, а также формируют коалиции для разрешения конфликтных ситуаций, при этом их агрессивность часто направлена против самцов. Известно, что все взрослые самки бонобо участвуют в однополых сексуальных взаимодействиях, вовремя которых они трутся друг о друга своими гениталиями. Причем такие акты происходят с такой же или даже более высокой частотой, чем с партнерами мужского пола.

Чтобы выяснить, почему для самок-бонобо так важны именно однополые сексуальные отношения, ученые в течение года собирали поведенческие и гормональные данные всех взрослых членов сообщества бонобо в лесу Луи-Котале. Помимо наблюдения за сексуальным взаимодействием, важно было выяснить, как бонобо выбирают партнеров для других социальных мероприятий, таких как оказание поддержки в конфликтах. Одновременно с наблюдением за поведением животных измерялся уровень в моче окситоцина, гормона «доверия и привязанности», который повышается в организме у многих видов, включая человека, после дружественных взаимодействий и секса. 

Оказалось, что самки бонобо, когда у них есть выбор, действительно предпочитали заниматься сексом с другими самками, а не с самцами. Причем отношения в паре двух самок были ближе, чем в разнополых парах, а заметный рост в моче самок концентрации окситоцина наблюдался после секса с самками, а не после взаимодействия с самцами.

Независимо от принадлежности к однополой или разнополой паре, особи с большим количеством сексуальных контактов чаще поддерживали друг друга в социальных конфликтах, но большинство таких коалиций создавалось среди самок. Ученые предполагают, что именно подъем уровня окситоцина лежит в основе более высокой мотивации к сотрудничеству у самок бонобо, благодаря которой они чаще доминируют в сообществе.

Авторы этой работы предостерегают приравнивать человеческую гомосексуальность к однополому сексуальному поведению у животных, хотя известно, что взаимовыгодные альянсы между представителями одного пола у людей могут укрепляться сексуальными взаимоотношениями. В любом случае результаты этого исследования свидетельствуют, что у наших близких родственников появление однополого сексуального поведения стало, возможно, важным шагом на пути эволюции, открыв новые пути для выхода на более высокий уровень внутривидового сотрудничества.

Понравился материал? Не забудьте поставить лайк и подписаться!

Фото: Бонобо-лесбиянки. Скульптура из «Музея секса» (Нью-Йорк). Фото Н. Джонсона.  https://www.flickr.com