Найти тему
Заметки о живописи

Исаак Левитан. Сакля в Алупке

И. Левитан. "Сакля в Алупке". (1886)
И. Левитан. "Сакля в Алупке". (1886)

До середины 1880 года Исаак Левитан работал над своими картинами в Москве и Московской области. Лишь заработав достаточно средств для небольшого путешествия, он позволил себе поехать в иные края. 

И первым местом, которое посетил художник, стал Крым. Он отправился сюда в 1886 году

Некоторые исследователи считают, что именно Левитан по-настоящему открыл красоты Крыма. А все потому, что смотрел на них не расслабленным взглядом отдыхающего, но цепким взглядом человека, давно наблюдающего за природой и умеющего прочувствовать её состояния. Иными словами, Исаак Левитан умел находить в будничном прекрасное. 

Вот как описывал Левитан свои чувства в письме к А.П.Чехову, с которым находился в дружеской переписке:

"Дорогой Антон Павлович... Вчера вечером я взобрался на скалу и с вершины взглянул на море, и...заплакал, вот где вечная красота и вот где человек чувствует свое полнейшее ничтожество". 

И действительно, восхищением от увиденного дышат многие " крымские" работы Левитана.

Вот, к примеру, картина "Сакля в Алупке"...

Какие цвета!..

Какое бесподобное нагромождение камней!..

Перед нами знойный полдень под южным небом, на берегу теплого моря. При этом мы скорее чувствуем, а не видим, как колышется от зноя воздух, как горяч прибрежный песок и как, верно, прохладно там, в глубине полуразвалившейся  сакли. Ветра почти нет. Мерно набегают на берег волны. И снова тишина. И снова покой...

Мне кажется, все чудесное на этой картине исходит от неба. Даже если вы никогда не были на морском берегу в столь жаркий день, никогда не видели такого нагромождения камней, не бывали у входа в старинную саклю, поддернутое лёгкой тенью облаков небо вы уж видели наверняка. Настоящее знойное небо... Именно такой цвет и имеет оно, когда солнце достигает своей высшей точки в самый жаркий летний месяц.

Раскаленный голубой.

Голубой с примесью ослепительно-белого...

Чистые краски – вот что пленяет нас в этой картине. И именно такими красками пропитаны все крымские работы художника.

Подобные яркие и чистые цвета привычны для юга. Свежесть и сочность южной природы требуют именно таких красок, именно таких цветов, однако без солнечного света они утратили бы половину своей прелести... Яркое и жаркое солнце наполняет их новым смыслом и новым звучанием.

Я не сразу заметила чистейшее сияющее небо на картине, а потому не сразу оценила всю ее прелесть. Но стоило мне поднять взгляд наверх, как все тут же встало на свои места... 

Художник Михаил Нестеров так сказал о творчестве Левитана: "...никто из русских художников так не почувствовал, не воспринял южной природы с ее опаловым морем, задумчивыми кипарисами, цветущим миндалем и всей элегичностью древней Тавриды".

Не могу не согласиться с этим мнением. Исаак Левитан и меня заставил глубже прочувствовать всю красоту природу и ощутить её скрытую силу.

Поставьте 👍, если статья показалась Вам интересной.

Если  же Вам понравились заметки, добро пожаловать на мой канал:)

Читайте также:

Исаак Левитан. Беспредельное величие природы

Исаак Левитан. Осенняя меланхолия