Найти тему
Пост-правда

Культовое французское кино. «Банда аутсайдеров»

Жан-Люк Годар много снимал в 60-е. Самое удивительное, что качество большинства его работ того периода очень высокое, поэтому назвать его кинографоманом язык не поворачивается. «Банда аутсайдеров» («Bande à part») 1964 года считалась нетипичным фильмом Годара. Это был скорее эксперимент.

фото: https://www.pinterest.cl/pin/350154939760113010/
фото: https://www.pinterest.cl/pin/350154939760113010/

На курсах английского языка юная Одиль знакомится Францом и Артюром. Ребята убеждают девушку ограбить ее работодателей.

Влияние этого фильма Голливуд сейчас известно. Многие американские кинематографисты вдохновлялись работой Годара, а Квентин Тарантино даже назвал свою компанию в честь «Банды аутсайдеров». Но в те далекие годы фильм провалился в прокате и был холодно встречен критиками. Отчасти виноваты студийные боссы, которые решили выпустить его в прокат в крайне неудобное время. Но время сделало свою дело и сегодня «Банду аутсайдеров» считают одним из лучших фильмов раннего Годара. Тут есть все то, за что мы так любим этого парня. Цитирование американских нуаров, говорящие имена (Артюр Рембо и Франц Кафка), съемки со спины в автомобиле и диалоги о литературе. Да, на первый взгляд может показаться, что это фильм о неудачном ограблении. Но на деле все куда сложнее. Искусство – это вопрос подготовки зрителя к нему, поэтому перед просмотров необходимо изучить историю отношений Годара и его жены Анны Карины (она играет Одиль). В те годы их брак переживал не лучший период. По воспоминаниям очевидцев они даже хотели покончить с собой. И «Банда аутсайдеров» стала своеобразной проекцией их брака. Годар очевидно отождествлял себя с Францем. Спокойный парень, с которым в конечном итоге и уплывает Одиль.

В фильме есть два пласта. Первый – сама история, где мы узнаем главных героев, их цели и то, к чему это все приведет. Второй – литературный. Его олицетворяет закадровый голос, что позволяет еще больше погрузиться в историю.

Особым мотивом в фильме является бег. В 1960-х годах западное общество стремительно менялось (нас эти изменения, судя по всему, еще не догнали), радикальные идеи начали преобладать в умах молодых людей. Классическая сцена пробежки главных героев по Лувру – пример оправданного бунта против консервативной системы старого мира. Идеи революции Годар будет развивать и в своих следующих работах. Режиссер постоянно играет с формой. В некоторых моментах действие важнее логики. Герои могут встать посреди разговора и начать танцевать. Знаменитый рваный монтаж дополняет безумие и поэтичность картины.

«Банда аутсайдеров» - смело кино, опередившее свое время. Классический пример Годара-перфекциониста и экспериментатора. Сегодня такое кино невозможно, слишком уж все зациклились на цифрах.