Найти в Дзене

Эволюция китообразных. Быть мозозавром

Амбулоцеты и все последующие предки современных китообразных в процессе эволюции занимались по сути одним единственным важным делом, а именно пытались поскорее порвать с тяжелым наследием первых млекопитающих, обреченных на унылое и беспросветное существование среди жесткой невкусной травы, постоянной конкуренции со стороны ближайших родственников и миграций в поисках пищи и воды. К тому же, наступающее эоценовое похолодание изрядно сократило ареалы, доступные для более-менее комфортного выживания. Предки китов в свою очередь уходили все дальше и дальше в океан, попутно приобретая в процессе эволюции все более характерные для современных китов формы и соответствующую физиологию. Рождение потомства в воде потребовало изменения самого процесса плацентарного развития. Выталкивать новорожденного головой вперед потеряло всякий смысл, требовалось другое расположение плода. С грудным кормлением тоже возникли проблемы, сиськой в океане сильно не помашешь, лактация должна происходить совсем п

Амбулоцеты и все последующие предки современных китообразных в процессе эволюции занимались по сути одним единственным важным делом, а именно пытались поскорее порвать с тяжелым наследием первых млекопитающих, обреченных на унылое и беспросветное существование среди жесткой невкусной травы, постоянной конкуренции со стороны ближайших родственников и миграций в поисках пищи и воды. К тому же, наступающее эоценовое похолодание изрядно сократило ареалы, доступные для более-менее комфортного выживания. Предки китов в свою очередь уходили все дальше и дальше в океан, попутно приобретая в процессе эволюции все более характерные для современных китов формы и соответствующую физиологию. Рождение потомства в воде потребовало изменения самого процесса плацентарного развития. Выталкивать новорожденного головой вперед потеряло всякий смысл, требовалось другое расположение плода. С грудным кормлением тоже возникли проблемы, сиськой в океане сильно не помашешь, лактация должна происходить совсем по-другому. Да и новорожденный, не имеющий сразу после появления на свет хотя бы первичных навыков выживания, уже для продолжения рода никуда не годился. Это вам не выкопать ямку под деревом и вылизывать слепых щенков, пока они не начнут хоть как-то ползать. И в сумке у мамки тоже не посидишь возле вкусной сиси. Здесь, знаете ли, океан. Надо с рождения активно перемещаться и сразу же после родов иметь полностью функциональный набор всех внутренних органов. То есть - быть практически точной копией взрослого животного. А значит родовой период увеличивается многократно, появляется латентная фаза, роды могут затягиваться для того, чтобы самка могла выбрать наиболее подходящий момент. Молочные железы изменяются, как и химический состав молока. Изменяется все - способ локомоции, строение скелета и кровеносной системы, органы дыхания и пищеварения.

И вот связь с землей окончательно потеряна, более того, суша становится врагом. Уже нет конечностей, способных обеспечивать передвижение, нет защитных покровов, изменилась терморегуляция. Млекопитающие вернулись в стихию, из которой когда-то, много миллионов лет назад выбрались их далекие предки. Океаны покорились, но мы не зря столько говорим о конвергентной эволюции. Ничего нового по большей части с точки зрения эволюционных преобразований протокиты не открыли. И если амбулоцеты выбрали путь крокодиломорфов, то более поздние и уже полностью водные представители пошли по проторенному ранее варанами пути и стали по сути дела мозозаврами своей эпохи. И самым известным из древних китов был конечно же базилозавр.

Собственно именно базилозавру (или зеуглодону) и его ближайшим родственникам, жившим в среднем-позднем эоцене 45- 35 млн. лет назад, мы в основном-то и обязаны появлениям многочисленных легенд о драконах. Уж слишком огромны и своеобразны были эти животные и оставили после себя просто гигантские окаменелости. Одни двухметровые черепа с огромными зубами чего стоят. Даже в относительно просвещенном 19-ом веке, когда собственно базилозавр был уже описан, классифицирован и даже выяснена его принадлежность к млекопитающим, знаменитый авантюрист и мошенник "доктор" Альберт Кох (не тот Альберт Кох, про которого вы все подумали, хотя тоже знатный жулик), выставлял на всеобщее обозрение 35-ти метровый скелет, выдавая его за "Хозяина вод" и "Великого морского змея". Морской змей Коха представлял собой череп базилозавра и собранный из частей различных животных скелет, и пользовался бешеной популярностью у населения, пока к вящей радости ученых, не сгинул в Чикагском пожаре 1871 года.

В целом же базилозавр был уже самым настоящим китом. Хоть и примитивным. Это было очень крупное (до 21 метра, возможно больше) животное с выраженным половым диморфизмом, основной морской супеххищник своего времени, скорее всего одиночный. Мозг базилозавра был относительно мал и скорее всего имел примитивное строение. Никакой эхолокации естественно не было, как и соответствующего строения, позволяющего погружаться на большие глубины. Главной особенностью этих животных были сохранившиеся задние конечности, крошечные, по сравнению с общими размерами. Эволюционная ниша базилозавров была такой же как и у ̶Д̶ж̶о̶н̶а̶ ̶М̶а̶л̶к̶о̶в̶и̶ч̶а̶ мозозавров - верхние пелагический слой, где базилозавры лопали все подряд, от мелкой рыбы до крупных акул и своих соплеменников. Вымерли базилозавры к концу эоцена, так и оставшись тупиковой ветвью. Вымиранию здорово поспособствовали набирающие обороты сельдевые акулы и более мелкие, но гораздо прогрессивные родственники-китообразные.