Найти в Дзене
Математикофобия

Фрустрация у ребенка: что делать?

Оглавление

Типичный пример: ребенок начинает делать домашнее задание по математике. Он открывает дневник, видит номер страницы учебной тетради, которую надо сделать, открывает тетрадь и читает первое задание.

И не понимает его. Или, как вариант, понимает, но совсем не знает решения. Он ждет пять секунд, а потом начинает рыдать от гнева и обиды. Странное поведение.

Это фрустрация. И это проблема.

Не так сложно сделать негативный прогноз этой ситуации. Проблемное задание вызывает отвращение, делать его никак нельзя. Его можно списать у кого-то или из ГДЗ или просто не делать на авось, получив свою тройку. Непонимание быстро накапливается и вот уже приходится отсиживать уроки, не понимая вообще ничего. Одновременно отвращение начинает вызывать предмет целиком.

Но двойки-тройки подрывают самооценку, значит либо самооценку надо снизить, либо подставить под сомнение важность предмета. И вот уже начинается типичная и характерная демагогия: кому нужна математика, никто с ней в реальной жизни не сталкивается, а для прочего есть калькулятор в телефоне. Энтузиасты математики-просветители начинают просвещать народ: и там математика как-то нужна и там вот чуть-чуть пригодилась и вообще она всем полезная потому как язык.

Одновременно с демагогией может использоваться практика уклонения. Да, способностей в математике у меня нет, зато много других есть и поэтому я ого-го, а математики по жизни вообще тупые.

Есть ли другие варианты? Можно ли преодолеть эту фрустрацию? Рассмотрим возможности теоретического анализа и некоторые практические рекомендации.

Теория

Это область классической психологии. Мимо фрустрации не может пройти ни один педагог, каждый дает советы или ссылается на Выготского. Экспериментами в области детской фрустрации занимался Курт Левин в своей теории поля и его школа, но это было почти сто лет назад. Надо искать новые источники.

Пока что я думаю, что:

  • Ситуация фрустрации универсальна и стереотипна. Ее можно найти не только в уроках. Ребенка можно рассматривать как простой автомат, который действует одинаково в одинаковой типичной ситуации. Шаблоны фрустрации, конечно, могут зависеть от типа личности. Однако эти шаблоны меняются с возрастом. В четыре года он просто долго плакал. В пять стал плакать меньше. В семь стал рвать тетради. В восемь стал крушить доступную мебель. В более старшем возрасте агрессия, вероятно, уйдет вглубь.
  • Механизм и алгоритм фрустрации можно разгадать. Детальное, полное и точное описание фрустрации возможно. И этот механизм вполне может быть простым. Каждого ребенка нельзя засунуть в МРТ, но можно следить за деталями мимики, движений, да просто снимать процесс на видео.
  • Фрустрация - сложное мотивационно-эмоциональное состояние. Агрессия. Стремление к разрушению. Бегство. Обвинение других людей. Разочарование. Тревога. Раздражение. Озлобленность. Подавленность. Вина. Досада. Гнев. Отчаяние (крах жизненных планов). Полное разочарование в жизни. Слепой повтор попыток. Регрессия (возвращение в более раннее детство). Комплекс неполноценности. Фрустрация - это аффект неадекватности. Переживание неудачи. Депрессия. Открытая вербальная агрессия. Скрытая вербальная агрессия. Косвенная агрессия.

Практика

Фрустрацию можно научиться воспринимать позитивно как шанс на развитие. Если ребенок не может решить задачу, то это хорошее известие - у него есть пробелы и после их ликвидации он станет знать и уметь больше.

Несколько советов:

  • Вначале отвлечься и успокоиться.
  • Напомнить смешные моменты из практики преодоления прошлых фрустраций.
  • Повторить правила позитивного подхода (умный ребенок получил ценный фидбэк и стоит на пороге прорыва в понимании предмета, готовится опередить одноклассников).
  • Открыть учебник. Какая тема изучается? Какие примеры разобраны в теме учебника?
  • Внимательно несколько раз прочитать условие задачи, что в нем непонятного? Это причина большинства проблем.
  • Постараться максимально упростить целевую задачу или решать ее по частям.
  • Для сложного задания надо подобрать три примера более простых вспомогательных.
  • Разобрать подробно решение такой же типовой задачи.
  • Набить руку на решении большого числа типовых задач (10-100).
  • Решить задачи из параллельных учебников.
  • Составить и решить свою задачу или серию задач.
  • Найти и решить похожую задачу со звездочкой.