Зачем он это делает?! Несколько слов о мотивации героев

2,7K прочитали

На время отвлечемся от стилистики и вернемся к героям, которые делают сюжет книги и обеспечивают популярность автору. Или не обеспечивают. Это уж как сложится.

Какой главный камень преткновения в создании образа героя? Внешний вид? Раскрытие характера? Харизма? При желании, конечно, споткнуться можно где угодно, но самые серьезные проблемы возникают с мотивацией персонажей.

 На время отвлечемся от стилистики и вернемся к героям, которые делают сюжет книги и обеспечивают популярность автору. Или не обеспечивают. Это уж как сложится.

Что такое мотивация

Это некие обстоятельства или внутренние побуждения, которые заставляют человека поступать определенным образом, делать выбор в пользу той или иной стратегии поведения, принимать решения или отказываться от них. Например, окончив школу, человек поступает в определенный вуз. Почему? Потому что он интересуется этой областью знаний с детства, потому что хочет получить престижную профессию, потому что его заставляют родители, потому что… и так далее.

Каждое «потому что» указывает на определенный мотив, их может быть несколько, они могут противоречить друг другу. Но они есть, и это главное. Немотивированное поведение – импульсивное – это когда человек, не задумываясь, убивает комара у себя на шее. Да и то, если задуматься, мотив можно найти.

Когда автор про мотивацию забывает

К сожалению, часто в книге автор больше думает, как должен действовать тот или иной персонаж, а не почему он поступает именно так. Такая забывчивость стоит тексту достоверности.

Например, барышня из нашего мира попадает в другой и оказывается в логове разбойников или на пиратском корабле. И с ходу начинает хамить и издеваться над предводителем этих головорезов. Автору кажется, что это круто. А попробуйте найти хоть одно объяснение, хоть одно «потому что». Нет их. Здесь не только мотивация отсутствует, но и логика хромает на обе ноги.

Здраво размышляя, что может ждать в этой ситуации девушка от толпы не слишком интеллигентных мужиков? А героиня об этом даже не задумывается, потому что так хочет автор. Это же круто!

Далее, брутальный герой-разбойник, естественно, встает на защиту хамки, и тоже совершенно непонятно почему. Любовь с первого взгляда? К кому? К непонятно откуда свалившейся наглой девице?

Чем не мотивация?
Чем не мотивация?

Какая мотивация может быть достойна вашего героя

В психологии есть множество видов мотивации, но мы все их рассматривать не будем. Только самые значимые.

Внешняя и внутренняя мотивация. В поведении главного героя должны присутствовать обе. Внешняя мотивация – это обстоятельства, заставляющие человека поступать определенным образом. Есть мотивация достижения и избегания. Например, к внешней мотивации достижения можно отнести требования общества (сделать карьеру, проявить себя, поступить на службу, жениться, и т. д.), стремление получить корону, награду, понравиться молодому человеку и т. д.

К внешней мотивации избегания относится стремление уйти от опасности, ответственности, сбежать от неприятной работы, от необходимости жениться. Кстати, этот вид мотивации тоже может побуждать персонажей на свершение геройских поступков. Достаточно вспомнить героя старого французского фильма Фанфана Тюльпана, который сбежал на войну, чтобы не попасть под венец.

Внешняя мотивация простая, она на виду. А вот внутренняя мотивация сложнее. Это желания, интересы, убеждения героя. Например, честь, чувство долга, благородство или, наоборот, трусость, корысть, жажда власти. Сложность внутренней мотивации в том, что ее же надо раскрыть, показать, проявить через дела, поступки героя. Недостаточно просто написать: «Герой пошел спасать мир, потому что он такой благородный». Это несерьезно. Но и оставить без внимания внутреннюю мотивацию никак нельзя.Иначе наш герой будет выглядеть марионеткой, а не самостоятельной личностью.

Причем мотивация должна быть не только у главных, но и у второстепенных героев. Например, кучер привез героиню в карете в лагерь врагов. Он предал ее. Почему? Ответ «потому что» должен обязательно прозвучать в книге, иначе снижается достоверность. А если нет доверия к тексту, то и привлекательность его уменьшается.

Даже у него есть какой-то мотив. Фото с Яндекс-картинок.
Даже у него есть какой-то мотив. Фото с Яндекс-картинок.

Следовательно, описывая то или иное действие персонажа, всегда задавайте вопрос: «Почему?» И ответ на него должен быть не только в голове автора (такое часто случается), он должен звучать в тексте. Если в ответ на недоумение читателей, вы с готовностью начинаете объяснять, почему так поступил тот или иной персонаж – это плохо. Читатели это понять должны из текста, а не из ваших объяснений.

Ну вот на сегодня все. До скорой встречи. Я надеюсь, статья была интересна и полезна. Добра и хорошего настроения вам друзья.

А если вас интересует темы героев, то можете почитать и другие мои статьи:

«Оживим картонных героев»

«Срочно требуется злодей»

"Фокальный персонаж и все-все-все-"