Этот блог посвящен тому, как описаны модные и немодные вещи в книгах. Тема сегодня самая неожиданная: говорим об упоминаниях носков в художественной прозе. Кому противно, можете не читать: у меня грядет большая тема про "Завтрак у Тиффани", вот там и насладитесь бриллиантами :-)
Итак, мужские носки. Давайте ограничимся ХХ веком. И получится у нас, что красиво и возвышенно о носках написали двое: Владимир Набоков и Сергей Довлатов. Честно говоря, кого-то я могла и упустить. Но эти двое и правда написали красиво и возвышенно.
В романе Набокова "Машенька" есть сцена первой встречи юных героев. Ганин выследил, что подружки-дачницы укрылись в беседке на территории усадебного парка семьи Ганиных и подъехал к ним на велосипеде якобы для того, чтобы сделать замечание. На самом деле, он давно уже пытался познакомиться с Машенькой.
"Они все три рассмеялись, и тогда он рассмеялся тоже, сел на столик, закачал ногами, заметил некстати, что черный шелковый носок порвался на щиколотке. И Машенька вдруг сказала, указав на розовую дырочку: "Смотрите, у вас - солнышко".
Итак, наш герой носит в деревне на отдыхе шелковые носки, в них же совершает велосипедные прогулки. Но дело не только в шелке, но и в отсутствии резинки. Как и дамские чулки, мужские носки в 1910-х и 1920-х годах не были эластичными и держались на подвязках.
На картинках видно, как подвязка обхватывает ногу ниже колена, и как к ней крепится носок. Так что под брюками у мужчин в те годы тоже всё было интересно.
Теперь перенесемся на полвека вперед, когда к мужским носкам вновь вернулись тонкие материи. Не будем забывать, что с 1920-х и по самый конец 1950-х годов советские идеологи от моды упорно твердили о значимости гигиеничности материи. Неважно, что денная рубашка (не путать с мужской сорочкой и ночной рубакой) стоит колом и раздувается пузырем: зато гигиенично. Собственно за этими словами скрывались другие: "Мы знаем, что даже в ГДР уже не носят капрон, а носят новый более удобный нейлон: но у нас не то что нейлона нет, но и капрон в дефиците. Носите гигиеничные чулки из плотного хлопка!" Мужские же носки тем более никто не стремился сделать более привлекательными внешне.
Однако, судя по рассказу Сергея Довлатова, опубликованного в книге "Чемодан", 1986 г., спрос на мужские носки из более современного материала, был. Действие рассказа происходит в 1968 году.
— Меня интересует — сколько пар? — отстранил его Фред.
— Семьсот двадцать.
— Креп-найлон? — требовательно вставил Рымарь.
— Синтетика, — ответила Илона, — шестьдесят копеек пара. Всего -четыреста тридцать два рубля...
Тут я должен сделать небольшую математическую выкладку. Креповые носки тогда были в моде. Советская промышленность таких не выпускала. Купить их можно было только на черном рынке. Стоила пара финских носков — шесть рублей. А у финнов их можно было приобрести за шестьдесят копеек. Девятьсот процентов чистого заработка...
Итак, у наших героев в руках оказалось более 700 пар финских нейлоновых носков горохового цвета. Они ожидали, что вот-вот озолотятся, но..
"В четверг позвонил Фред:
— Катастрофа!
— Что такое?
Я подумал, что арестовали Рымаря.
— Хуже, — сказал Фред, — зайди в ближайший
галантерейный магазин.
— Зачем?
— Все магазины завалены креповыми носками.
Причем, советскими креповыми носками. Восемьдесят копеек — пара. Качество не хуже, чем у финских. Такое же синтетическое дерьмо...
— Что же делать?
— Да ничего. А что тут можно сделать? Кто мог ждать такой подлянки от социалистической экономики?!. Кому я теперь отдам финские носки? Да их по рублю не возьмут! Знаю я нашу бл.дскую промышленность! Сначала она двадцать лет кочумает, а потом вдруг - раз! И все магазины забиты какой-нибудь одной хреновиной. Если уж зарядили поточную линию, то все. Будут теперь штамповать эти креповые носки — миллион пар в секунду..."
Завершается рассказ фактически победой предмета гардероба (в данном случае, нейлоновых носков горохового цвета) над своим обладателем. Лирический герой признается, что за последние 20 лет его жизнь сильно изменилась. И лишь одно в ней осталось неизменным: нейлоновые финские носки. Он носил их постоянно, раздаривал знакомым,использовал не по назначению - но их количество не уменьшалось. Даже эмигрируя, он сунул в чемодан три пары.
Через этот незначительный предмет гардероба, как луч света через призму, проходит, расщепляясь, жизнь героя. А вещи - они такие. Они могут.
Подписывайтесь на мой канал "Мода в книгах", я одеваю литературных и прочих героев.