Найти в Дзене
Kimkibabaduk

Зеленый Дэдпул: К 25-летию фильма «Маска»

Комедия «Маска» с Джимом Керри 29 июля отметила четверть века со дня премьеры. Вспоминаем фильм по комиксам издательства Dark Horse и объясняем, почему он стал «Дэдпулом» своего времени.

«Маска»
«Маска»

Очаровательный неудачник Стэнли Ипкисс находит древнюю маску и превращается в зеленокожего персонажа мультфильмов Текса Эйвери. Кажется, это отличная основа для кино с рейтингом PG-13, но на самом деле фильм Чака Рассела поставлен по комиксам, лишь отдаленно напоминающим знаменитую экранизацию.

Первые эскизы персонажа датированы 1982 годом, но комикс издательства Dark Horse увидел свет в 1989-м. Героя с самого начала звали Стэнли, однако он был чем-то средним между мультяшкой и Терминатором. Невротичный клерк Ипкисс, купивший маску, превращался в зубастое зеленое антропоморфное существо, вот только героем его можно было назвать с большой натяжкой. Стэнли в маске преследовал друзей-должников, жестоко обходился с обсчитавшим его механиком и вел себя, скорее, как Майкл Дуглас в криминальной драме «С меня хватит». Насилия в комиксе было немало, из-за чего студия New Line Cinema поначалу планировала экранизацию как фильм ужасов.

Исходя из этой предпосылки New Line обратилась к Чаку Расселу, в фильмографии которого значился третий фильм франшизы «Кошмар на улице Вязов» и хоррор «Капля». Более того, студия надеялась, что «Маска» положит начало новой франшизе и станет заменой уже изжившим себя «Кошмарам». Однако балансировать между ужасами и комедией оказалось непросто, и Рассел принял решение сменить направление и, убедив New Line, заказал совсем другой сценарий. Новая «Маска» по духу была, скорее, бешеной романтической комедией. Марк Верхайден сдал второй драфт сценария в начале 1991 года, после чего проект притормозился.

Джим Керри получил главную роль по одной простой причине: он умел придавать своему лицу совершенно невообразимую форму, для которой не требовались спецэффекты. Даже джек-рассел-терьер Майло оказался в фильме ради упрощения работы мастеров компании Industrial Light and Magic — те замучились бы рисовать шерсть.

Вообще «Маска» могла стать кинодебютом Керри, поскольку Рассел настаивал на его кандидатуре, полагаясь на стендапы актера и комедийный сериал «В ярких красках» с его участием. Но пока Рассел и его команда ожидали зеленого света от New Line, Джим Керри успел сняться в комедии «Эйс Вентура: Розыск домашних животных» и пришел в «Маску» уже звездой. Со Стэнли Ипкиссом его роднила любовь к мультфильмам, отчасти потому он и согласился на эту работу.

Роль возлюбленной Стэнли получила начинающая актриса и фотомодель Кэмерон Диас. Роскошная блондинка с улыбкой до ушей отличалась нетипичным для ее модельной внешности задорным характером. Кэмерон пришлось прокачать не только актерские, но и танцевальные умения, поскольку Рассел для себя решил, что снимает мюзикл и пригласил нескольких хореографов. Сейчас уже трудно представить, что Тину могла сыграть Анна Николь Смит — режиссер встречался с ней, но актриса хоть и очаровала его, однако не обладала нужными для роли качествами.

Чтобы убедить продюсеров утвердить на главную женскую роль девушку без актерского образования, Расселу пришлось снять несколько проб Диас и Керри. Их экранная химия была налицо. Продюсеры сдались.

Керри гримировали по три часа ежедневно. От актера не ждали, что он будет говорить с огромными накладками на зубах — планировали переозвучить позже. Однако он исхитрился и проговаривал реплики даже с протезами (получилось забавно). Импровизация не приветствовалась: ILM заранее готовила спецэффекты и отклоняться от намеченного плана было бы очень дорого. У фильма был смешной бюджет — 23 млн долларов (сегодня это 40 млн долларов с учетом инфляции), тем не менее Расселу удалось придать картине ретровид и сделать симпатичные спецэффекты.

В мировом прокате «Маска» собрала 351 млн долларов, 119 миллионов пришлось на Америку. Для создателей такой успех стал неожиданностью: сценарист Верхайден искренне признавался, что на стадии съемок в картину никто не верил. Критики признали работу Джима Керри, актер даже был номинирован на «Золотой глобус». Проследовала и номинация на «Оскар» за визуальные эффекты (впрочем, фильм проиграл «Форресту Гампу»).

Историк и специалист по анимации Джерри Бек считает, что «Маска» идеально продолжила дело комедии «Кто подставил кролика Роджера», ставшей сенсацией 1988 года. «С одной стороны, у них ничего общего, но с другой — в сюжете присутствуют элементы нуара, а на экране масса отсылок к мультфильмам». Бек добавляет: «Фильм был отличной комбинацией комиксов и анимации Текса Эйвери. Кроме того, как удачно вписался в главную роль Джим Керри! Интересно сейчас смотреть на фильм — он стал своего рода предшественником „Дэдпула“. Стэнли постоянно общается со зрителем, пробивая четвертую стену, ведет себя как безумная мультяшка и сражается с  преступностью. Как и Дэдпул».

Режиссер Чак Рассел говорил: «Наш фильм — редкое супергеройское кино, в котором герой не обременен необходимостью спасать цивилизацию. Скорее, это фильм о взрослении, который позволял зрителю свыкнуться с мыслью, что можно действовать как полный придурок, если захочется. Компьютерная графика в то время была лишь инструментом для более полного погружения зрителя в картину, а не самоцелью, как сейчас».

Рассел лукавит. «Маска» вышла в то время, когда Голливуд еще не принимал комиксы как источник средств к существованию. До выхода «Людей Икс», которых по праву считают краеугольным камнем современной голливудской комикс-мании, оставалось шесть лет. Мало кто в индустрии считал «Маску» фильмом по комиксам. Точно так же, как и Стэнли Ипкисс не был супергероем. Он был обычным парнем в маске Локи, творившим веселый беспредел, чтобы произвести впечатление на девушку.

Как скоро Голливуд снова обратится к «Маске», чтобы снять новый фильм? И обратится ли после провального «Сына Маски» 2005 года? На волне ностальгии, захлестнувшей кинопром, может случиться что угодно. Ремейк реалистичный, ремейк феминистический или ремейк покадровый — кажется, сейчас у кинематографистов не очень-то много опций для переосмысления старого кино. Создатель комикса Майк Ричардсон уже раздает интервью, в которых говорит, что для новой «Маски» у него на примете есть идеальная актриса. Дело за малым: решить, что современному зрителю не хватает зеленых антигероев в кино.