Продолжение. Начало здесь.
Первая модель SAEC WE-308 была представлена на рынке в декабре 1974 года. Она сразу же стала центром внимания благодаря своей уникальной концепции и сверхточному изготовлению. Обновленная модель WE-308N, появилась в мае следующего, 1975 года, улучшив и без того великолепные характеристики триста восьмого тонарма.
Изысканность идеи Сакаэ Накамуры заключается в использовании двух ребер в верхней части и двух в нижней части – всего четыре лезвия, таким образом опорная часть всегда прижата и не имеет свободного зазора в горизонтальном или вертикальном направлении.
Чтобы четыре ножа были расположены линейно, их нужно отполировать до 0,02 мм. Сначала происходит первичная обработка на токарном станке до уровня 0,5 мм, затем опытный мастер врчную проходит каждое лезвие, получая толщину 0,02 мм.
Следующей уникальной особенностью была конструкция нейтрализатора внутренних сил. Любой тонарм имеет заданную конечную длину, чтобы уменьшить ошибку трекинга, необходимо повернуть кончик тонарма внутрь. Это приводит к появлению силы, тянущей его внутрь. Она составляет приблизительно 15% от прижимной силы картриджа. Первыми, кто смог это побороть, были SME с их элегантным решением: конструкция, состоит из груза, висящего на нейлоновой нити, который создает постоянную тягу во внешнем направлении.
SEAC пошел дальше и улучшил решение SME – компенсатор внутренней силы реагирует на её изменение, которое неизбежно происходит из-за все большего смещения картриджа к центру. Таким образом, подавление внутренней силы всегда оптимально. Механизм чрезвычайно прост, усилие изменяется динамически в зависимости от угла положения тонарма.
Для трубки тонарма использовался специальный алюминиевый сплав с высокой жесткостью, который подвергался высокоточной обработке. Таким образом инженеры стремились устранить любые паразитные колебания и сделать конструкцию настолько прочной, чтобы вибрация или любые внешние воздействия не могли на нее повлиять.
Поскольку Сусуму Танака изначально был электриком, он улучшил способ протяжки кабелей по трубке скрутив левый и правый каналы в противоположных направлениях так, что два аудиосигнала не влияют друг на друга.
Как я уже говорил, на рынке случился переполох при появлении тонармов SAEC WE-308. На фоне элегантных SME, SAEC привлекали внимание своей тщательно продуманной функциональностью. Реакция аудиокритики была взрывной. Однако, нет пророка в своем отечестве и в то время в Японии все еще существовала тенденция хвалить зарубежные товары в аудиожурналах, и поэтому о SAEC было не так много публикаций. Тем не менее, в тех публикациях, что были, сквозило восхищение качеством звука – триста восьмой был практически совершенен и собирал положительные отклики как образец точности.
Стоимость WE-308N в то время – 29 000 иен. Для сравнения вот вам цены на популярные модели конкурентов тех дней: Fidelity Research FR-64 – 50 000 иен, Audio-Technica AT-1503 II – 19 000 иен, Technics EPA-100 – 60 000 иен, SME 3009 / S2 – 36 800 иен, Ortofon RMG-309 – 43 000 иен. SAEC, для японского товара был довольно дорогим, но цена не была необоснованной, она была даже немного ниже, чем у SME. Учитывая его значительно более совершенную технологию двойных ножевых опор и точность ручной работы, цена была очень выгодной. WE-308L, который появился в 1978 году, стоил 38 000 иен. 308-й тонарм продолжал продаваться даже после появления CD на рынке в 1985 году.
SAEC по сравнению с другими брендами рекламировались очень незатейливо и в рекламе на фоне конкурентов выглядели не так привлекательно. Несмотря на это, единственный на тот момент тонарм SAEC пошел на экспорт. И один европейский производитель даже заинтересовался использованием технологии двойных ножевых опор. Но переговоры зашли в тупик, потому что европейцы не смогли достичь точности обработки 0,02 мм.
Некоторые эксперты убеждены, что если бы SAEC начали свою деятельность десятью годами ранее, они приобрели бы всемирную известность, и их существование продолжалось бы до сих пор. Но появление компакт-дисков на рынке, которое произойдет уже в 1983 году, неумолимо приближалось...
Следующей знаковой моделью SAEC был WE-506/30 (86 000 иен), появившийся в июне 1978 года. Это было прецизионное устройство тончайшей работы, предназначенное для использования в студии. Трубка этого длинного тонарма изготовлена из специального легкого сплава, используемого в авиации. Его называли «Ultimate arm» в том числе за то, что он был дороже, чем Ortofon RMG-309. Даже сегодня этот тонарм находится в самой высшей лиге. По сравнению с 308 серией, он заметно более прочный и изысканный по дизайну.
Спустя два года, в апреле 1980 года 506/30 был укорочен и упрощен в использовании, получив индекс WE-407/23 и сократив цену до 67 000 иен. Этот тонарм с использованием дополнительного противовеса может справиться с картриджами от 6 до 33,5 г.
WE-317 был выпущен в мае 1982 года, он вырос на плечах серии 308, но заметно отличается от него конструктивно. Кстати, уже через несколько месяцев на рынке появится компакт-диск.
Самая последняя модель была выпущена в октябре 1983 года, ею является WE-8000ST (108 000 иен). С общей длиной 425 мм и эффективной длиной 306 мм это был очень длинный тонарм с прямым рычагом. Из-за своей длины он поддерживает легкие картриджи с небольшим прижимом (0-2 г). Настоящая редкость на сегодня.
Продажи тонармов SAEC, первоначально осуществлялись SAEC Commerce, но с 1982 года перешли к компании Audio Engineering, и SAEC Commerce начала концентрироваться на бизнесе по производству кабелей. Однако детали этого решения не известны. Можно предположить, что появление компакт-диска на рынке стало очень серьезно влиять на компании, занимающиеся аналоговым аудио. Если вы посмотрите каталоги 1995 года, было всего 5 японских брендов тонармов с общим количеством 9 моделей, но SAEC уже среди них не было.
Сегодня SAEC возобновили производство тонармов в качестве OEM-производителя, сделав элегантный тонарм для новых виниловых проигрывателей Teac TN-3b и TN-4d.
Также SAEC с конца марта 2019 года принимают заказы на модель WE-4700, стоимостью аж 1 190 000 иен (730 000 рублей). Этот тонарм есть ни что иное, как WE-407/23, построенный на современном оборудовании (в 10 раз более точном, по заявлению компании) и с использованием самых современных материалов. Результат этого – гораздо большая точность работы по сравнению с оригиналом.
Хочется надеяться, что вскоре мы увидим, как имя SAEC на тонармах снова засияет как в лучшие годы Золотой эры аудио.
Еще почитайте отличный обзор большинства тонармов SAEC от Алексея Алексеева.
Еще: Про мой SAEC WE-308Ld раз, два :: История легендарной Micro Seiki :: Фонокорректор Schiit Mani :: Как я оцифровывал винил :: Soviet Synths :: Дешевые пластинки с отличным звуком :: INSTA :: FB :: Делитесь публикацией в соцсетях, карма сама себя не повысит!