С вопросом «Как воспитать в ребёнке великодушие?» сталкиваются, без сомнения, все родители. Например, отец восьмерых детей, известный московский священник, протоиерей Фёдор Бородин говорит следующее:
«В традиционных культурах, в традиционных семьях очень важно было, что первым за стол после молитвы садится отец. Потом старший сын. Тарелку подают сначала отцу. Это не значит, что ему кладут самое лучшее, но первому — отцу. А у нас: «Ой, ты всё съел, а отцу не оставил?» — «Ну, папа же это не любит...»
Сейчас у нас «детоцентризм»: всё лучшее — детям. Наверное, так может быть, только дети не должны об этом знать. Ребёнок ведь очень быстро всё схватывает.
Вот недавно пришёл ко мне мальчик первый раз в жизни на исповедь и сказал: «Мне 12 лет, я плохо себя веду, но мне можно, потому что у меня переходный возраст». Громко так заявил и смотрит на меня, проглочу я это или нет. Мол, а что вы от меня хотите, все говорят, у меня переходный возраст, поэтому я не могу с собой справиться. Кто же его научит делиться? А ведь потом ему надо будет создавать свою семью и всем делиться с женой. Да ещё окажется, что у жены куча родственников, а их, если ты христианин, надо не просто не просто принять, их надо полюбить. Ты их не выбирал, и они изначально ревнуют к тебе свою дочку, а ты должен будешь когда-то провожать их в последний путь с любовью, заботой, вниманием. Где этому научиться, как?
Надо с детства уметь делиться и беспокоиться о том, плохо или хорошо тому, кто рядом с тобой. Это всё навыки. Есть дети, для которых это не составляет никакого труда, а одному из наших детей детей, например, безумно сложно делиться, для него это колоссальный труд.
Детей надо учить великодушию, широте, обретению радости в том, чтобы отдавать. Как воспитывается великодушие? Ребёнка призывают делиться, дарить, уступать, заботиться… Если, например, мама заболела, надо ей сказать такие слова: «Мама, я сам почищу картошку, полежи». Или папа устал — «Папа, посиди, а я тебе налью водички». Сын бежит, несёт усталому папе тапочки, проливая в них воду из стакана, и отцу эти мокрые тапочки приятны, он чувствует, что в ребёнке рождается великодушие.
Малыша начинают учить так: «У нас есть две конфетки, давай одну подарим». — «Нет, не хочу, не дам!» — «Как же так? Тогда отдадим две, и ни одной не останется». Да, в этот раз ребёнок расстроился, не получилось, а на десятый раз он уже спокойно будет делиться, сам распределит, что кому. Ну, и очень важно, чтобы было с кем делиться, чтобы были братья и сёстры, так как бабушка, дедушка, мама и папа, с детской точки зрения, относятся совсем к другой категории.
Ребёнок обязательно должен делать какие-то добрые дела, поначалу вместе с вами.
Он привыкнет, и вдруг вы с изумлением узнаете, что ваш сын-подросток устроил праздник многодетной семье, в которой болеет мама. Он долго ходил и думал, чем помочь, денег-то у него нет, потом взял большую кастрюлю, поставил тесто, придумал какие-то начинки, отвёз и испёк на всех блины. У них получился настоящий праздник, а радость, которую испытал подросток, перекрыла все личные потери и труды — это такая награда в душе!»
_____________________________________________
Согласны ли вы с автором статьи? Поделитесь, пожалуйста, вашим мнением в комментарии. Нам интересен ваш взгляд на данную проблему! Благодарим за уделённое внимание!