Не было другого столь же радикально-протестного времени, как вторая половина 60-х, когда расцвели молодёжные субкультуры и политические группировки, требовавшие перемен всего устройства мира. Отразился этот протест и в кино того периода. Вот несколько очень своеобразных картин об этом
1. «Дикарь на улицах», 1968
Создатели фильма были явно поражены той популярностью, которую в 60-х получали рок-группы, порой возносившиеся к вершинам богатства и успеха буквально из подворотен. Картина ставит вопрос: до какого предела может дойти власть музыкантов над умами подростков?
По сюжету, кандидат в президенты США пытается использовать популярность вымышленной группы Max Frost & The Troopers в своей предвыборной кампании. Но результат оказывается неожиданным: вокалист Макс Фрост вместо этого сам выдвигает себя на пост президента и, пользуясь всемерной поддержкой молодёжи, выигрывает.
Лагеря по перевоспитанию взрослых в специальных лагерях посредством ЛСД-терапии, бесконечный рок-фестиваль и разгул детей – вот что ждёт Америку в этом случае. Хорошо это или плохо – исходя из финала фильма сказать сложно.
Песня Shape of Things to Come из фильма стала хитом и много раз перепевалась другими музыкантами. Например, панками Ramones.
2. «Газ! Или как пришлось уничтожить мир, чтобы его спасти», 1970
Постапокалиптическая фантазия знаменитого режиссёра-трэшодела Роджера Кормана. По сюжету, военные доигрались с испытаниями отравляющего газа, выпустили его из своих лабораторий, и он убил почти всё человечество. Но действовал он только на тех, кто старше 25 лет.
На развалинах погибшей цивилизации дети и молодёжь разыгрывают свой весёлый карнавал, играют и веселятся, устраивая своеобразную «перезагрузку» всех общественных отношений.
3. «Привилегия», 1967
Картина английского режиссёра-классика Питера Уоткинса, обычно работавшего в манере псевдодокументального кино. Вот и на этот раз он снял фильм в документальном духе, но повествующий о будущем: Англии 70-х. Такое впечатление, что создатели «Дикаря на улицах» знали об этой работе.
В будущем власти смогут использовать бунтарский потенциал рок-музыки в своих интересах. Сначала они тщательно создают самого популярного певца на свете Стивена Шортера (его играет настоящий вокалист Пол Джонс), а затем используют его для пропаганды консервативных ценностей среди молодёжи. Но их план срывается из-за того, что Стивен не соглашается быть марионеткой в их руках.
Песня из фильма Set Me Free была умеренным хитом в исполнении Патти Смит в 1978 году.
4. «Томатный кетчуп императора», 1971
Японский авангардный эксперимент строго для взрослой, уравновешенной и подкованной в шокирующем контенте аудитории. Связного повествования в картине нет.
Режиссёр-анархист Сюдзи Тераяма, сам участник уличных протестов, изображает здесь восстание детей в некоей условной колонии. Освободившись от власти взрослых, дети пускаются в самую отъявленную вседозволенность.
Фильм дал название альбому 1996 года группы Stereolab.
5. «Воины», 1979
Футуристичный Нью-Йорк поделён на сферы влияния между молодёжными бандами, и их вожаки строят планы объединиться и захватить город.
Стильный дизайн и афористичные диалоги, картинное насилие и атмосферный саундтрек – этот фильм был рождён, чтобы стать культовым.
Что ещё почитать на канале:
– Про жанр кислотного вестерна
– Забытые фильмы 70-х о путешествиях во времени
– Фильмы о молодёжи 60-х: пляжные комедии
– История байкерского кинематографа
– Фильмография Ринго Старра: личный топ
– Встреча советского корреспондента с калифорнийскими хиппи
– Культовый британский сериал о космосе, диктатуре и анархии
– Рок-группы, о которых снимали сериалы
– Наблюдения по поводу фильма Ф.Ф. Копполы «Апокалипсис сегодня»
– Актёры, в разное время игравшие серийного убийцу Чарлза Мэнсона
– Культовый британский панк-сериал
– Забытые постапокалиптические сериалы 70-х