Найти в Дзене
Мир кораблей

Многоликая судьба крейсера Mogami

Когда над тобой довлеют ограничения, но нужно продолжать наращивать силы, неизбежно приходится идти на махинации. Иногда они приводят к неожиданным результатам. Эта статья о японской изобретательности, вылившейся в создание крейсеров "Могами" и о судьбе одноименного крейсера. За время службы ему пришлось сменить несколько ролей, гибель сложилась из нескольких эпизодов, а судьба останков была загадкой почти 75 лет.

После закладки считавшихся вполне удачными тяжёлых крейсеров типа "Такао" руководство японского флота планировало продолжить строительство этого класса кораблей. В 1930—1931 годах было намечено заложить четыре тяжёлых крейсера. Основные характеристики новых кораблей должны были остаться теми же, что и у предшественников. Крейсера были уже включены в семилетнюю кораблестроительную программу, но эти планы были сорваны Лондонской конференцией, по итогам которой число тяжёлых крейсеров японского флота ограничивалось 12 единицами. Лимит уже был исчерпан и руководству флота предстояло найти новые пути развития своих крейсерских сил.

В итоге 27 июня 1930 года была принята новая программа строительства флота, которая предусматривала постройку в два этапа шести крейсеров класса «B» — четырёх водоизмещением по 8500 тонн и двух водоизмещением по 8450 тонн. Проект новых крейсеров разрабатывался на основе чертежей "Усовершенствованного Такао" с заменой 203-мм орудий на 155-миллиметровые. Этот калибр ранее в японском флоте не использовался, но являлся предельным для крейсеров класса «B» по Лондонскому договору. Желая получить индивидуальное превосходство своих кораблей над потенциальными противниками, имевшими более многочисленные флоты, японские адмиралы стремились вместить в ограниченный объём максимум вооружения, бронирования и машин, даже за счёт снижения требований к прочности и обитаемости. Лёгкие крейсера иностранных флотов, имевшиеся и строившиеся в то время, несли 8— 12 орудий калибра 150—155 мм. Японский флот желал получить куда более мощные корабли. В частности - 15 орудий калибра 155 мм.

-2

Фактически к проекту были предъявлены те же требования, что и к 10 000-тонным тяжёлым крейсерам, но вместить всё это требовалось в 8500 тонн стандартного водоизмещения. Поэтому никто не был удивлён, когда представленный летом 1931 года проект, несмотря на меры по облегчению корпуса и применения электросварки, имел стандартное водоизмещение 9500 длинных тонн. Эту цифру было приказано сохранить в секрете, официально будущие крейсера имели стандартное водоизмещение 8500 тонн, что вызывало недоумение за рубежом. Главный конструктор Королевского флота заметил, по поводу характеристик японских тяжёлых крейсеров, представленных британской военно-морской разведкой: "Они либо строят свои корабли из картона, либо цифры неверны".

Шок иностранных военных министерств был настолько велик, что на свет появились проекты будущих "Бруклинов", "Саутгемптонов", "Гарибальди" и "Де Грасса". Началась гонка вооружений. Но все эти проекты уступали "бумажным" характеристикам будущих "Могами".

В итоге стремление Японии стать лучшими в море, привело к тому что крейсера "Могами" получили возможность перевооружения, и после отказа японцев соблюдать какие-либо договора - крейсера вошли в строй как тяжелые. Орудия в башнях ГК были сменными. К началу войны Япония имела в своем флоте равное количество кораблей, как и у противоборствующей стороны, крейсеров класса «А». Корабли активно использовались на протяжении всей Второй Мировой Войны.

К плюсам получившего корабля стоит отнести:

  • мощнейшнее вооружение
  • возможность модернизации
  • применение сварки вместо клепки

Минусами же стали:

  • общая перегруженность корабля
  • ужасная мореходность
  • низкое качество сварки, вынудившее при модернизации вернуться к клепанному корпусу

Судьба лидершипа

В 1941-42 годах "Могами" участвовал операции по захвату Индокитая, в конце февраля 1942 г. вместе с систершипом "Микума" участвовал в бою в Зондском проливе. Его противниками были американский "Хьюстон" и австралийский "Перт". Оба корабля союзников были потоплены, японский крейсер не получил значительных повреждений.

В ходе битвы за Мидуэй непосредственного участия в столкновениях с противником "Могами" не принимал. На завершающем этапе, когда всем соединениям уже была дана команда на отход, ошибка при маневрировании привела к столкновению с систершипом "Микума". В результате оба корабля были повреждены и не могли идти на полной скорости. 6 июня 1942 г. крейсера стали легкой мишенью для американской палубной авиации. В "Могами" попали шесть бомб, которые нанесли серьезные повреждения и полностью вывели из строя башню ГК №5. Только благодаря грамотным действиям экипажа, крейсер не затонул и смог уйти.

Могами в 1935 году
Могами в 1935 году

Пройдя быстрый ремонт на о. Трук, "Могами" был отправлен в Японию на переоборудование. Кормовые башни были полностью демонтированы, а орудийный погреба переоборудованы для хранения авиабомб и топлива. Самолётную палубу продлили дальше к корме для размещения 11 гидросамолётов Aichi E16A Zuiun. Работы были завершены 30 апреля 1943 года, и "Могами" стал авианесущим крейсером.

После этого в течение полутора лет крейсер выполнял различные мелкие задания и в крупных боях не участвовал. Соприкосновения с противником представляло из себя отражение атак авиации союзников.

Линкор Фусо и крейсер Mogami под огнём американской палубной авиации, 24 октября 1944 г.
Линкор Фусо и крейсер Mogami под огнём американской палубной авиации, 24 октября 1944 г.

Крейсер входил в соединение адмирала Нисимуры во время бой в заливе Лейте. Соединение было обнаружено утром 24 октября и подверглось атаке палубной авиации. 25 октября ночью вошло в пролив Суригао, где встретив превосходящие силы адмирала Олдендорфа, было практически полностью уничтожено. Однако "Могами" повезло и он, несмотря на тяжелые повреждения, ушел из пролива.

25 октября 1944 года получив дополнительные повреждения при столкновении с крейсером "Нати" и несколько бомбовых попаданий от американской авиации, крейсер был оставлен командой и добит торпедой с эсминца "Акебоно".

70 лет точное место, где лежат обломки крейсера было неизвестно. Останки "Могами", покоящиеся на глубине 1450 метров, были обнаружены в мае 2019 года.

-5
-6

В World of Warships "Могами" расположился на VIII уровне ветки развития Японии. Это единственный в игре крейсер с уникальной особенностью: историческая двухликость крейсера перенесена в игру и вы можете испытать его как в качестве легкого крейсера с 15 155-мм орудиями, так и тяжелого с 10 203-мм пушками.